В День космонавтики, 12 апреля этого года в Краснодаре был проведён круглый стол по цифровизации строительства «От BIM-проектирования до блокчейна: что дадут строительной отрасли современные технологии». На этом форуме застройщики, представители профильных ассоциаций и эксперты обсудили вопросы внедрения цифровых технологий в строительство и те вызовы, которые ставит перед отраслью грядущая цифровизация девелопмента.
Спикеры констатировали, что в настоящий момент девелоперы Юга России ускорили процессы цифровизации в своих компаниях, однако сейчас она пока ещё находится на начальном этапе. Активнее всего строители цифровизируют сегмент продаж и клиентские сервисы, поскольку именно эта область их деятельности способна обеспечить наиболее существенную отдачу от инвестиции временных и финансовых ресурсов в краткосрочной перспективе.
Речь здесь о том, что ввиду текущей экономической ситуации застройщики столкнулись со спадом покупательской активности населения. Одновременно ввиду ухода ряда западных рекламных площадок сократился рекламный инвентарь, который девелоперы могут использовать для продвижения своей недвижимости. В результате стоимость лида или же потенциального клиента, заинтересованного в покупке недвижимости, заметно возросла.
Всё это подталкивает застройщиков к очень внимательному отношению к каждому лиду, проявившему потенциальный интерес к покупке недвижимости. А значит – застройщикам обязательно нужна CRM-система, которая позволит отделу продаж планомерно «взращивать» лиды, регулярно контактируя с потенциальными покупателями, чтобы подвести их к заключению сделки.
Наведя порядок в процессе продаж, на следующем шаге девелоперы стремятся к цифровизации внутренних процессов в компании. Это означает создание единой документации компании в электронном виде, внедрение ERP-системы для управления всеми аспектами бизнеса, и лишь затем застройщики подходят к полноценной реализации BIM-технологий внутри своей компании.
При этом, как и девелоперы всей страны, кубанские застройщики сталкиваются с рядом трудностей при цифровизации строительства. Среди таких трудностей часто отмечают:
- низкую мотивацию руководителей среднего звена и линейных сотрудников;
- малое количество доступного модульного программного обеспечения на отечественном рынке;
- специфичность стройки в стабильности работы каналов связи и аппаратного обеспечения.
Что касается первой сложности, то она возникает и при внедрении в бизнес застройщиков CRM-систем на этапе цифровизации продаж. И в продажах она решается путём мотивации сотрудников бонусами, получение которых обуславливается именно использованием этой CRM-системы.
А работодатель вполне эти бонусы может предоставить, поскольку использование CRM отделом продаж приводит к увеличению объёма продаж, а значит, и прибыли компании. Что касается мотивации рядового персонала в использовании цифровых технологий непосредственно на строительной площадке, то здесь с финансовой мотивацией дело обстоит сложнее, поскольку эта цифровизация напрямую не сказывается на финансовых результатах компании.
Поэтому здесь нужно стремиться к максимальному упрощению тех действий, которые должны будут выполнять рядовые сотрудники на строительной площадке, чтобы обеспечить компании цифровизацию необходимых процессов. Условно говоря, если для этого необходимо простому рабочему закрепить на каске небольшой датчик, а мастеру вечером сделать снимок через специальное приложение на мобильном телефоне, то реализация этих простых шагов не будет наталкиваться на сопротивление сотрудников рядового звена. Зато компании это даст возможность контролировать состояние стройки в режиме реального времени, и эффективно управлять всеми необходимыми процессами для сокращения сроков строительства.
Кубанские застройщики также высказывают консолидированное мнение о том, что повсеместное внедрение информационного моделирования в строительстве будет тормозиться, пока все стороны – застройщик, проектный институт, подрядчик – не будут заинтересованы в применении цифровых технологий. Как только сокращение сроков строительства станет экономически выгодно для всех сторон проекта, произойдёт взрывообразный рост в применении технологий информационного моделирования.
Остро стоит сегодня и кадровый вопрос. Для подготовки необходимых сотрудников компании строительного сектора сейчас сотрудничают с университетами, колледжами и организуют профильные хакатоны.
При этом строительное сообщество Краснодарского края едино во мнении, что цифровизация в обозримом будущем станет неизбежным процессом строительной отрасли. Вслед за «оцифровкой» продаж наступит очередь цифровизации внутренних процессов девелоперов и непосредственно стройки. Поэтому те компании, которые сейчас уделяют пристальное внимание цифровизации и внедрению BIM-технологий, в перспективе получат конкурентное преимущество перед теми застройщиками, которые предпочитают работать по старинке, отодвигая неизбежную цифровизацию «на потом».