1865
0
09 октября 12:00
Время чтения 3 минуты

Беспилотные краны: кого заменят роботы, а кого — никогда?

Беспилотные краны уже начинают появляться в строительстве и логистике, но пока не могут полностью заменить людей. Проанализируем, что возможно уже сегодня, какие стандарты существуют и что мешает широкому внедрению

Беспилотные краны: кого заменят роботы, а кого — никогда?

В сети появилась информация о появлении Беспилотных кранов на стройплощадке, но так ли это?

Идея беспилотных кранов — автономных или полуавтономных — звучит привлекательно: меньше ошибок, выше продуктивность, меньше людей в опасных зонах. Но сколько в этой концепции плодов реальности, а сколько — ожиданий?

Вот что удалось выяснить, на основе анализа доступных стандартов и текущих достижений:

Что из стандартов реально существует

  • В российской нормативной базе есть стандарты на грузоподъемные краны, в том числе ГОСТ 33166.2-2020 «Краны грузоподъемные. Требования к механизмам. Часть 2. Краны стреловые самоходные», который действует с 1 июля 2021 года.
  • ГОСТ‐серии «Краны грузоподъёмные. Требования к механизмам» охватывают различные типы кранов (стреловые, мостовые, козловые и др.).
  • Однако в этих стандартах не встречается текста, прямо предписывающего автономную работу кранов с ИИ-контролем, VR/VR-кабинами или управлением через облако с точностью ±1 см и грузами до 50 тонн. (По крайней мере, доступная версия стандартов таких требований не содержит.)

Что из заявлений — проверенные факты, а что — предположения / гипотезы

ТезисДостоверность / подтверждение
«Соответствуют стандартам ISO 10972 и ГОСТ Р 59276-2020»Не найдено подтверждений существования ГОСТ Р 59276-2020 ни факта, что ISO 10972 (в той или иной части) предусматривает автономность, точность ±1 см, управление по облаку и т.п. Стандарт ISO 10972 связан с требованиями к механизмам грузоподъёмных кранов — это про механические, статические, конструкционные требования, не про автономное управление. ГОСТ Р 59276-2020 пока не обнаружен в базе стандартов как связанный с автономными кранами.
«Точность до ±1 см при работе с грузами до 50 тонн»Это заявленный параметр, но нет достоверной публичной информации, что уже действующие беспилотные краны в России (или серийные образцы) работают именно с такой точностью при таких грузах.
«5 причин, преимущества, удалённый контроль, VR-кабины и пр.»Многие из этих пунктов описывают теоретические преимущества автономизации и развития ИИ-контроля; есть отдельные международные проекты, где используются удалённые операторы, системы техзрения, датчики, но типичного массового российского примера, где всё это уже внедрено в стройке, с доказанными цифрами, не обнаружено.

Где автономные краны применяются / тестируются

На основе публичной информации:

  • В зарубежных портах (например, автоматизированные контейнерные терминалы) используются краны с высокой степенью автоматизации.
  • В логистике и складах уже применяют роботизированные краны и подъемное оборудование.
  • В строительстве пока автономные или беспилотные краны — скорее экспериментальные проекты или пилоты, особенно в зонах, где человек небезопасен или условия сложны.

Что мешает массовому внедрению

Выводы из анализа стандартов и опыта:

  1. Нормативная база — стандарты пока не описывают автономность, ИИ-контроль, VR-управление. Требуется обновление стандартов и правил допуска, сертификации.
  2. Техническая сложность — автономная система требует надежных сенсоров, систем безопасности, устойчивой связи, резервных систем управления.
  3. Высокая стоимость внедрения, особенно вначале, включая модернизацию существующего оборудования, обучение сотрудников, создание инфраструктуры управления.
  4. Доверие и принятие отраслью — страхи по поводу отказов, ответственности, сложности обслуживания.
  5. Безопасность и киберзащита — автономные системы восприимчивы к сбоям, взломам, и последствия могут быть серьёзнее обычных ошибок.

Что можно ожидать в ближайшем будущем

  • Пилотные проекты и тесты автономных стреловых или мостовых кранов на стройплощадках с низкой рискованностью.
  • Интеграция ИИ-подсистемы безопасности — автоматическое распознавание людей / препятствий, стоп-сигналы.
  • Увеличение заводской готовности элементов — менее работа на площадке, больше сборки на заводах.
  • Постепенное включение требований в стандарты и нормы, особенно по безопасности и точности, по мере появления успешного опыта.


Беспилотные краны — это часть будущего строительной отрасли, но пока — не её основа. Они могут и будут усиливать способности людей, снижать риск и ручной труд, однако не заменят профессионалов: инженеров, операторов с крупного монтажа, контролировщиков качества и т.д.

То, что ещё 10 лет назад казалось фантастическим — становится предметом исследований и пилотов. Но для реальности в масштабах страны нужно обновить стандарты, развить инфраструктуру и доказать надёжность.

Антон Вершилин
Обсуждение темы
Отправить