В настоящее время Правительство Российской Федерации активно содействует цифровизации строительной отрасли. Это подтверждается утверждением Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года с прогнозом до 2035 года. Однако, несмотря на позитивные изменения в законодательстве, цифровая трансформация строительства сталкивается с рядом проблем, в том числе и законодательных.
Цифровизация строительства приносит множество преимуществ, однако ее внедрение затруднено из-за нескольких факторов, включая неподготовленность органов власти и недостаток квалифицированных специалистов в области информационного моделирования. Кроме того, существуют проблемы с государственным регулированием, нормами и стандартами, которые остаются нерешенными.
Давайте рассмотрим, какие вызовы связаны с законодательным аспектом цифровизации строительной отрасли. Особое внимание уделим проблемам, которые могут быть решены с помощью улучшения законодательной базы и поддержки государства.
Проблемы законодательства и нормативных актов
В сфере строительства для успешного информационного моделирования существует ряд нормативных актов и стандартов, включая:
- Федеральный закон № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс РФ»
- Постановления и распоряжения Правительства РФ
- Приказы Минстроя РФ
- ГОСТы и своды правил
Несмотря на наличие законодательной базы, она постоянно изменяется и дополняется. Новые проекты постановлений и изменения стандартов создают дополнительные трудности для внедрения цифровых технологий в строительство. Например, замена Постановления Правительства № 1431 от 15.09.2020 находится на стадии межведомственного согласования, что может повлиять на требования к информационному моделированию.
Кроме того, существует несоответствие между требованиями и реальной практикой. Заказчики и участники строительных процессов вынуждены сами определять требования к информационным моделям и структуру организации обмена данными. Это создает дополнительные сложности для компаний, осуществляющих цифровую трансформацию.
Перспективы решения проблем
Для решения законодательных проблем, связанных с цифровизацией строительства, необходимы следующие шаги:
Уточнение Терминологии и Определений: Необходимо привести терминологию в нормативно-технических документах в соответствие с современными требованиями и практикой. Это поможет улучшить понимание и внедрение информационного моделирования в строительстве.
Улучшение Законодательной Базы: Регулярное обновление и согласование законодательной базы с текущими потребностями и технологическими требованиями позволит ускорить процесс цифровизации строительства.
Поддержка Государства: Государственная поддержка в виде обучения специалистов, финансовой помощи и стимулирующих мер поможет компаниям успешно внедрить цифровые технологии.
Мнение
Внедрение информационного моделирования в строительство сталкивается с рядом законодательных вызовов. Однако, с улучшением законодательной базы и государственной поддержкой, эти проблемы могут быть успешно преодолены, что приведет к повышению эффективности и цифровой зрелости строительной отрасли в России.
Все эти изменения в законодательстве только усиливают недопонимание: среди значимых участников строительной отрасли возникают серьезные разногласия, к вынесенным на обсуждение проектам предлагается сотни замечаний, и в итоге рядовые специалисты не понимают цели изменения устоявшихся бизнес-процессов и не знают, как взаимодействовать друг с другом.
Кроме того, цели, которые ставит государственное регулирование в сфере технологий информационного моделирования (ТИМ), сводятся, в конечном счете, лишь к ведению реестров и организации хранения документов в машиночитаемых форматах в государственных информационных системах.
Обновление законодательной базы в целях совершенствования применения ТИМ требует комплексного подхода и создания целостной системы нормативных документов, которые будут устанавливать единые требования к проектированию, строительству и эксплуатации объектов.
Отметим еще одну проблему, связанную с многочисленностью и многоуровневостью нормативно-правовой базы, которая затрудняет коммуникацию участников строительного проекта и препятствует его цифровизации. Эта проблема среди прочих была выделена в техническом отчете НИУ МГСУ «Цифровизация строительной отрасли на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства» от 25.04.2022 года. В отчете также отмечается активное применение технологий информационного моделирования (ТИМ) в проектировании зданий и сооружений, однако наблюдается низкий общий уровень внедрения инноваций.
В заключение, можно сказать, что на данный момент участники строительной отрасли имеют категорически противоположное мнение по поводу нормативно-правового регулирования их деятельности, по сравнению с властями. В федеральных и региональных государственных органах принимается большое количество законов и нормативных документов, которые, как считают их представители, позволят значительно улучшить деловую среду в строительстве и повысить эффективность работы в целом. Однако специалисты отрасли только путаются от такой регулярной смены документов.
Эта статья явно подчеркивает сложности, с которыми сталкиваются компании в строительной отрасли при цифровизации. Однако, возможно, одной из основных проблем является не только законодательная база, но и сама консервативность индустрии. Переход к цифровым технологиям требует изменения не только законов, но и культуры внутри компаний, включая готовность к инновациям и обучение персонала. Часто недостаток поддержки и желания измениться на уровне предприятий мешает полноценной реализации цифровизации.