В предыдущей части говорилось о том, что, в соответствии со Стратегическим направлением в области цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года, утверждённым распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2021 года № 3883-р (далее – Стратегическое направление), целью такой трансформации является достижение отраслью определённого уровня цифровой зрелости.
Термин «строительная отрасль» обычно используется для обозначения комплексной градостроительной деятельности, включающей подготовку градостроительных решений, территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировку территории, выполнение изыскательских работ и архитектурно-строительного проектирования, в том числе с использованием системы цифровизации, организацию и выполнение строительно-монтажных работ с использованием строительных машин и механизмов, а также подготовку и проведение мероприятий по отбору исполнителей, подготовке и заключению контрактов, финансовому обеспечению, строительной экспертизе и контролю качества, ценовому и технологическому аудиту, инфраструктурному и коммуникационному обеспечению объектов строительства, в которых участвует множество хозяйствующих субъектов различного профиля.
Непосредственное влияние на сегодняшнюю строительную отрасль оказывают не только, как в прежние времена, производство строительных материалов, изделий и комплектующих и строительной техники (машин и механизмов), но и производство продукции, производимой компаниями российской отрасли информационных технологий.
В свете приведённых предыдущей части определений цифровой трансформации бизнеса под ней понимается переход от традиционной системы управления предприятием на инновационную на основе внедрения релевантных информационно-коммуникационных технологий в деятельность предприятия, направленных на преобразование бизнеса и (или) его трансформацию в цифровую форму для получения и (или) удержания конкурентных преимуществ в современном обществе.
Таким образом, под цифровой зрелостью хозяйствующего субъекта естественно понимать его готовность к переходу на инновационную систему управления бизнес-процессами, основанную на использовании релевантных информационно-коммуникационных технологий, и, как следствие, его готовность к соответствующим преобразованию и (или) трансформации своего бизнеса в цифровую форму.
В нашей стране оценка цифровой зрелости ключевых отраслей экономики и социальной сферы как одного из показателей достижения национальной цели «Цифровая трансформация» осуществляется по трём составляющим:
- специалисты, интенсивно использующие ИКТ, занятые в экономике;
- расходы организаций на внедрение и использование современных цифровых решений;
- отраслевые индексы, включающие уникальный набор показателей для каждой отрасли.
Данные индикаторы позволяют отразить наиболее важные факторы достижения цифровой зрелости – ресурсы (кадры и инвестиции) и отраслевую специфику распространения цифровых технологий. Расчёт ведётся с ежемесячной (по России) и ежеквартальной (для регионов) периодичностью на основе административных данных федеральных органов исполнительной власти, формируемых в рамках автоматизированных информационных систем, а также данных федерального статистического наблюдения.
Наиболее достоверным источником данных, характеризующих использование в отраслях значимых цифровых технологий и специализированного ПО, признаётся именно федеральное статистическое наблюдение по форме № 3-информ. Начиная с 2020 года, оно включает сведения о применении организациями следующих технологических решений и программного обеспечения (ПО):
- искусственный интеллект;
- анализ больших данных;
- интернет вещей;
- облачные сервисы;
- цифровые платформы;
- геоинформационные системы;
- цифровые двойники;
- аддитивные технологии;
- промышленные роботы / автоматизированные линии;
- системы автоматической идентификации объектов, в которых посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах, или RFID-метках;
- ПО для управления автоматизированным производством и (или) отдельными техническими средствами и технологическими процессами (в том числе МES-системы);
- ПО для проектирования / моделирования (CAD/CAE/CAM/CAO);
- ERP-системы, обеспечивающие интеграцию производства и операций, управления трудовыми ресурсами, финансового менеджмента и управления активами, ориентированные на непрерывную балансировку и оптимизацию ресурсов предприятия посредством специализированного ПО;
- PLM/PDM-системы.
Данный перечень технологических решений и ПО с точностью до незначительных нюансов соответствует тому, который применительно к строительству приведён Стратегическом направлении.
Согласно приказу Росстата от 29 июля 2022 года № 538, все юридические лица, чей основной вид деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) попадает в список, указанный в этом приказе, обязаны ежегодно представлять в Росстат сведения об использовании цифровых технологий и производстве связанных с ними товаров и услуг.
Данная обязанность установлена, в том числе в отношении организаций, осуществляющих инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, за исключением тех из них, которые относятся к субъектам малого предпринимательства.
Рис. 1. Использования цифровых технологий и ПО организациями в сфере строительства
Сведения представляются по установленной приказом Росстата форме федерального статистического наблюдения № 3-информ, в виде электронного документа, заверенного электронной подписью.
Пользуясь случаем, организациям, в отношении которых установлена обязанность представления данной формы не лишне напомнить, что установленный период для сдачи указанной формы за 2022 год наступит уже совсем скоро – с 15 марта по 3 апреля 2023 года.
По данным Росстата, в НИУ ВШЭ были проведены расчеты использования цифровых технологий и ПО организациями в сфере строительства, представившими в Росстат сведения по форме № 3-информ в 2021 г. Результаты расчетов представлены на рисунке 1.
Сравнительная интенсивность использования цифровых технологий в строительстве в основном соответствует картине по экономике в целом (см. рисунок 1). В то же время распространённость каждой из технологий в строительстве в среднем в 1,5-2 раза ниже, чем в других отраслях.
Наиболее широко в строительстве используются облачные сервисы (их применяют 16% организаций), цифровые платформы (8,9%), технологии интернета вещей и геоинформационные системы (по 8,6%).
Большие данные используют 4,4% организаций, ИИ – 1,3%, промышленных роботов (в том числе при производстве модульных конструкций, сварке) – 1,5%, аддитивные технологии – 0,8%, цифровых двойников – 0,8%.
Аналогичная ситуация в ПО, частично за исключением систем для информационного моделирования и проектирования (CAD-системы, лежащие в основе BIM-технологий), которые используются наиболее часто, – 8% организаций российской строительной отрасли. Число организаций, применяющих ERP, MES, PLM/PDM-системы, не превышает 1-5%.
Для сравнения – несколько слов о зарубежном опыте использования цифровых технологий в строительстве. Согласно известной публикации «PwC’s Construction Industry Vision 2025: Towards a Digital Future», в число наиболее используемых в строительстве цифровых технологий за рубежом входят следующие технологии (в порядке убывания):
- дроны для мониторинга проектов и съёмки – применяют 25% респондентов;
- системы электронного документооборота и онлайн-управления проектами – 22%;
- цифровые инструменты управления закупками – 21%;
- технологии BIM 3D – 20%;
- программы для автоматизации оценки стоимости работ, материалов, подготовки смет – 19%;
- ERP-системы – 18%.
В ближайшем будущем зарубежные компании планируют активно внедрять системы автоматизированной аналитики и управления проектами, решения
для коммуникации и совместной работы. Технологии BIM 6D, включающие, помимо самой 3D-модели, слои данных об управлении строительным производством (4D), сметах (5D), а также аренде и управлении недвижимостью (6D), планируют внедрять или уже внедряют 37% организаций.
Большинство из перечисленных выше решений находят применение в российской практике, однако в основном это касается крупных компаний или сложных строительных проектов (например, создания промышленных объектов или объектов инфраструктуры).
Согласно приказу Минцифры России от 18 ноября 2020 года № 600 (Приложение № 1), в отношении строительной отрасли установлен состав показателей, характеризующих реализацию целевого показателя «Достижение цифровой зрелости», также приведены базовые и целевые значения показателей на 2030 года (см. таблицу).
Таблица 1. Состав показателей, характеризующих реализацию целевого показателя «Достижение цифровой зрелости» строительной отрасли
№ п/п | Наименование показателя | Базовое значение (2019/2020 год) | Целевое значение (2030 год) | Объект оценки |
Источник данных |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Доля объектов, по которым выдано положительное заключение государственной экспертизы, документация по которым подготовлена в форме информационной модели | 0% | 50% | Объекты капитального строительства, проходящие государственную экспертизу | Государственная информационная система «Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства» (далее – ЕИС ЕГРЗ) |
2 | Доля объектов, государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, по которым проведена с применением предиктивной аналитики, основанной на алгоритмах искусственного интеллекта | 0% | 10% | Объекты капитального строительства, проходящие государственную экспертизу | Экспертные организации, ГИС ЕГРЗ |
3 | Доля объектов капитального строительства, задание на проектирование которых сформировано в машиночитаемом формате (XML) | 0% | 50% | Объекты капитального строительства, проходящие государственную экспертизу | ГИС ЕГРЗ |
4 | Доля государственных контрактов и договоров на поставку строительных материалов (ресурсов) применительно к объекту капитального строительства, заключенных в электронной форме | 10% | 70% | Объекты капитального строительства | Единая информационная система в сфере госзакупок (ЕИС), НОСТРОЙ |
5 | Доля объектов жилищного строительства с онлайн-мониторингом исполнения плана организации строительства | 0% | 50% | Объекты жилищного строительства | Единая информационная система жилищного строительства (ЕИСЖС), ДОМ.РФ |
6 | Доля объектов жилищного строительства, при организации строительства которых используется исключительно электронный документооборот в части исполнительной документации, актов выполненных работ, общего и специального журнала | 10% | 70% | Объекты жилищного строительства | Типовое облачное решение контрольной (надзорной) деятельности (далее – ТОР КНД), иные ГИС по ведению государственного строительного надзора |
7 | Доля объектов жилищного строительства, при организации строительства которых используется информационная модель | 0% | 50% | Объекты жилищного строительства | ГИС ЕГРЗ, НОСТРОЙ |
8 | Доля объектов жилищного строительства, при организации строительства которых осуществляется входящий контроль строительных материалов с применением информационных технологий (контроль маркировки) | 0% | 50% | Объекты жилищного строительства | Типовое облачное решение контрольной (надзорной) деятельности (далее – ТОР КНД), иные ГИС по ведению государственного строительного надзора |
Фактические значения указанных в таблице показателей по состоянию на 10 февраля 2023 года с разбивкой по субъектам Российской Федерации приведены в документе Минстроя России, озаглавленном как «Светофор готовности к реализации ТИМ». Вот ссылка для его скачивания с официального сайта Минстроя России.
Осмыслению текущего состояния цифровой зрелости отрасли (согласно этому документу) планируется посвятить отдельный материал.