С 4 по 6 июля 2023 года в стенах Научно-исследовательского института строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук (НИИСФ РААСН) будет проходить XIV Международная научная конференция – Академические чтения, посвящённые памяти академика РААСН Осипова Георгия Львовича, «Актуальные вопросы строительной физики. Энергосбережение. Надёжность строительных конструкций и Экологическая безопасность».
Особенность нынешней конференции состоит в том, что она будет проходить вслед за утверждением распоряжением Правительства РФ от 31 октября 2022 года № 3268-р Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года (далее – Стратегия).
Не случайно, поэтому, в числе мероприятий конференции запланирована панельная дискуссия под названием: «Цифровое техническое регулирование. Машиночитаемые и машинопонимаемые стандарты в сфере проектирования и строительства».
Почему организаторы конференции избрали для этого мероприятия именно формат панельной дискуссии?
Согласно Википедии, под дискуссией вообще (от лат. Discussio – «рассмотрение, исследование») понимается обсуждение спорного вопроса, проблемы; разновидность спора, направленного на достижение истины и использующего только корректные приёмы ведения спора.
Особенность панельной дискуссии, по отношению к дискуссии вообще, состоит в том, что обсуждение некоторой проблемы группой экспертов происходит не в узком кругу, а перед аудиторией, как правило, на научных, деловых или академических конференциях. Обычно обсуждение ведёт модератор, который направляет дискуссию, иногда задаёт вопросы аудитории, старается сделать обсуждение информативным и интересным.
Есть ли в свете утверждённой Стратегии о чём подискутировать? Для ответа на этот вопрос достаточно обратиться к той её части, которая касается совершенствования системы технического регулирования (см. Стратегию, стр. 38-41).
Совершенствование системы технического регулирования, предусматривает осуществление в числе прочих следующих трёх мероприятий.
1. Пересмотр нормативной правовой базы в целях перехода от привычного предписывающего метода нормирования к параметрическому методу нормирования, а также развитие в этой связи альтернативных способов и механизмов обоснования соответствия проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности.
Под параметрическим методом нормирования в Стратегии понимается такой метод установления нормативных требований, при котором установление обязательных требований применяется только к эксплуатационным (функциональным) характеристикам объекта технического регулирования, в том числе к количественным параметрам, вне зависимости от его конструкции и исполнения (см. Стратегию, стр. 8 ). При этом способы достижения этих требований устанавливаются на добровольной основе с возможностью применения иных способов (подходов) на альтернативной основе.
Предполагается, что параметрический метод нормирования обеспечит максимально быстрое внедрение инноваций при гарантированном соблюдении безопасности технических решений.
2. Создание системы управления требованиями безопасности и качества объектов капитального строительства на основе цифрового реестра требований в строительной отрасли, полномочия по созданию и ведению которого планируется предоставить Минстрою России.
3. Перевод в машиночитаемый и машинопонимаемый форматы документов по стандартизации в области строительства.
Увы, но ни в одном из известных нормативных правовых актов и нормативных технических документов в области строительства не удалось найти определение понятия «машиночитаемый и машинопонимаемый форматы», в которые планируется перевести документы по стандартизации. Очевидно, что такие форматы станут одним из предметов предстоящей дискуссии.
Очевидно также, что перевод в цифровые форматы всей совокупности документов по стандартизации, коих, согласно Стратегии, насчитывается больше, чем 3.000, потребует значительного финансирования. Вопрос о том, кто и каким образом будет стимулировать такой перевод, и кем он будет осуществляться, судя по всему, также станет предметом дискуссии.
Обращает на себя внимание тот факт, что техническое регулирование рассматривается в Стратегии не само по себе, а в контексте некой системы технического регулирования, совершенствование которой направлено, на сокращение инвестиционно-строительного цикла.
Под «системой» (от др.-греч. σύστημα – «целое, составленное из частей; соединение») в общенаучной литературе принято понимать множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.
Потребность в использовании термина «система» возникает в тех случаях, когда нужно подчеркнуть, что что-то является большим, сложным, не полностью сразу понятным, при этом целым, единым. В отличие от понятий «множество», «совокупность» понятие системы подчёркивает упорядоченность, целостность, наличие закономерностей построения, функционирования и развития.
Очевидной, вытекающей из Стратегии целью совершенствования системы технического регулирования в строительстве является её масштабная цифровая трансформация.
Традиционно в структуру новой, цифровой системы технического регулирования будут входить документы, устанавливающие требования безопасности и качества объектов капитального строительства, в том числе стандарты СПДС, другие межгосударственные и национальные стандарты, а также многочисленные своды правил на проектирование отдельных частей объектов капитального строительства. Однако, все они будут представлены в этой системе в цифровых (машиночитаемом и машинопонимаемом) форматах.
Впервые в структуру этой в качестве подсистемы войдёт система управления вышеуказанными требованиями, основанная на создаваемом с нуля цифровом реестре требований в строительной отрасли.
Несмотря на то, что словосочетание «управление требованиями» широко используется в машиностроении (см., например, ГОСТ Р 59194-2020 «Управление требованиями. Основные положения»), для уха профессионалов в области строительства оно пока ещё не привычно. Вопрос о возможности распространения положений названного ГОСТ на строительную отрасль далеко не очевиден и требует широкого обсуждения.
Как известно, любой системе присуща её архитектура, под которой понимается принципиальная организация системы, воплощенная в её элементах, их взаимоотношениях друг с другом и со средой, а также принципы, направляющие её проектирование и эволюцию.
Вопрос об архитектуре новой системы технического регулирования, представляющей собой совокупность взаимосвязанных инструментов, методов, принципов, участников, объектов форм и других элементов технического регулирования, пока ещё остаётся открытым.
Наконец, предметом дискуссии без сомнения станут вопросы обеспечения интероперабельности (от англ. interoperability – способность к взаимодействию) создаваемой цифровой системы технического регулирования с единой системой информационного моделирования, известной под аббревиатурой ЕСИМ. То, что обе эти системы должны находиться в тесном взаимодействии друг с другом, вряд ли у кого-либо вызывает сомнения.
В свете всего сказанного выше к участию в дискуссии в качестве спикеров приглашены и подтвердили своё участие лидеры мнений из числа представителей Федерального центра нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве (ФАУ «ФЦС»), органов государственной экспертизы, ФГБУ «Институт стандартизации», Института системного программирования Российской академии наук, НИУ МГСУ. В числе спикеров – также представители ведущих разработчиков программного обеспечения для информационного моделирования зданий и сооружений, члены технических комитетов ТК 465 «Строительство», ТК 505 «Информационное моделирование», ПТК 711 «Умные (SMART) стандарты» и, разумеется, сами разработчики стандартов и сводов правил.
В качестве лирического отступления для тех, кто ещё не знает. В широком смысле аббревиатура «SMART» расшифровывается как Standards Machine Applicable, Readable and Transferable – «стандарты, применяемые для машин, читаемые машинами и передаваемые на машины». То есть, это некие цифровые стандарты с совокупностью умных сервисов, которые имеют человекочитаемый компонент, но могут передаваться и пониматься машинами без участия человека.
В роли модератора дискуссии выступит один из идеологов цифровизации технического регулирования, руководитель создания сертифицированной системы «Техэксперт: Помощник проектировщика», председатель ПТК 711 «Умные (SMART) стандарты», генеральный директор АО «Кодекс» Сергей Григорьевич Тихомиров.
Судя по наблюдаемому на сегодняшний день разбросу мнений в вопросах совершенствования системы технического регулирования, дискуссия предстоит жаркой. Тем интереснее она будет для тех представителей профессионального сообщества, которым в обозримом будущем предстоит как разрабатывать стандарты и своды правил, так и применять их в своей практической деятельности.
В ходе панельной дискуссии и (или) после её завершения организаторы постараются ответить на все вопросы, возникшие у её участников. Организаторы также будут благодарны за все мнения, направленные на совершенствование системы технического регулирования.
Регистрация для участия в панельной дискуссии начнётся через несколько дней.