259
0
05.03.2024 08:45
Время чтения 7 минут

О рисках быстрого внедрения ИИ в строительную отрасль России

Чрезмерно активные действия Константина Михайлика и Николая Козака, направленные на скорейшее внедрение искусственного интеллекта в стройотрасль, вызывают тревогу…

О рисках быстрого внедрения ИИ в строительную отрасль России

На прошлой неделе на международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ состоялся День цифровизации. В своём выступлении на пленарной сессии этого мероприятия заместитель председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко подвёл итоги года.

Дмитрий Николаевич напомнил собравшимся, что цифровая трансформация является одной из пяти национальных целей развития страны до 2030 года, и по ней уже достигнуты существенные результаты. Он также рассказал о том, что по поручению Президента России мы делаем шаг от национального проекта «Цифровая экономика» к новому сквозному нацпроекту, который будет называться «Экономика данных».

Центральным элементом экономики данных являются технологии искусственного интеллекта. По словам вице-премьера, новый этап заключается в переходе к фазе активного внедрения проектов с использованием технологий ИИ в экономические и хозяйственные процессы.

Не мудрено, что об искусственном интеллекте в последнее время заговорили, в том числе в Минстрое России. В частности, из открытых источников стало известно о создании Институтом развития в жилищной сфере «Дом.РФ» и Министерством строительства и ЖКХ РФ экспертной группы по внедрению ИИ в строительной отрасли. Руководителем этой группы назначен управляющий директор по ИТ и цифровой трансформации «Дом.РФ» Николай Козак.

Заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Константин Михайлик, в свою очередь, отметил:

Внедрение передовых решений на основе технологий искусственного интеллекта позволит ещё больше увеличить влияние строительной отрасли на экономику страны. Учитывая колоссальные масштабы строительного рынка и его весомый вклад в ВВП России, мы ожидаем очень серьёзного экономического эффекта от использования проектов с искусственным интеллектом. Убеждён, что совместно с коллегами из «Дом.РФ» и другими участниками рынка в течение 2024 года мы сможем выработать комплекс мер, своего рода «дорожную карту» по внедрению ИИ в строительной отрасли.

Основной задачей экспертной группы станет разработка стратегии внедрения ИИ в строительной отрасли, включая создание унифицированной системы оценки ИИ-решений. Это будет способствовать стандартизации и повышению эффективности применения искусственного интеллекта. Группа займётся ещё и разработкой методологии пилотирования ИИ-решений в отрасли, оценкой основных рисков и ограничений применения ИИ-технологий, а также решением проблем информационной безопасности. Ещё одной задачей группы станет создание реестра ИИ-технологий, используемых участниками строительного рынка, и исследование возможности создания отраслевого полигона данных, а также разработкой других прикладных ИИ-решений для строительной отрасли. Как отметил Николай Козак:

Эффективное внедрение искусственного интеллекта в строительную отрасль является не просто инновацией, а необходимостью для поддержания её роста и развития. Учитывая, что строительство занимает значительную долю в экономике нашей страны, интеграция искусственного интеллекта может привести к прорывным изменениям в управлении проектами, сокращении затрат и повышении качества работ. Особенно важно это на фоне постоянно растущих объёмов строительства и увеличения сложности проектов. Отрасль, сталкивающаяся с такими масштабами, может значительно выиграть от автоматизации и анализа данных.

Резюмируя вышесказанное можно отметить, что за последнее время правильных слов в отношении внедрения ИИ в строительной отрасли было сказано не меньше, чем несколькими годами ранее было произнесено в отношении информационного моделирования.

Вместе с тем, в том, что касается внедрения ИИ в строительстве видятся риски, о которых сообщалось, в том числе на этом сайте.

Во-первых, понятно, что в силу занимаемой должности Константин Михайлик должен публично демонстрировать, что идёт в русле поручений Президента России и разработанных по его инициативе национальных проектов. В этой связи существует риск, что под ИИ в строительной отрасли будет пониматься то, что в действительности таковым не является. В частности, на последнем ТИМ-конгрессе только ленивый не упомянул в своём выступлении ИИ. И так продолжалось вплоть до появления в зале академика Арутюна Аветисяна – директора Института системного программирования имени В. П. Иванникова РАН, который является одним из отечественных флагманов в сфере искусственного интеллекта. Прослушав выступление всего лишь одного спикера и оценив правильность и перспективность всего того, что им было сказано и сделано, Арутюн Ишханович добавил, что всё это не имеет никакого отношения к ИИ.

Второй риск связан с возможным непониманием господами Михайликом и Козаком самой сути искусственного интеллекта. А суть эта заключается в том, что все системы, основанные на ИИ (системы распознавания и синтеза речи, экспертные, рекомендательные, информационно-аналитические системы, интеллектуальные системы автоматизации проектирования и управления, техническое зрение, обнаружение и распознавание изображений, системы искусственного интеллекта в робототехнике и умных машинах и так далее), являются коммерческими проектами. Цель разработки таких систем – получение разработчиками прибыли за счёт продажи лицензий на их использование.

Чисто теоретически, в случае экономической целесообразности, всё вышеперечисленные системы, основанные на ИИ, могут использоваться в строительстве. Однако, принудить строительные организации к использованию таких систем не представляется возможным. Действительно, никто и никогда не сможет проконтролировать – использует ли строительная организация дроны, беспилотные экскаваторы, экспертные системы и другие достижения в области научной и технологической мысли или обходится без них.

Более того, в Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 19 августа 2020 года № 2129-р, сформулирована приоритетная цель такого регулирования. Ею на данном этапе является стимулирование разработки, внедрения и использования таких технологий, создания систем искусственного интеллекта и робототехники, которое будет способствовать достижению устойчивой конкурентоспособности российской экономики, в том числе лидирующих позиций в мире в области искусственного интеллекта.

В качестве основного вектора развития регулирования технологий ИИ и робототехники названо стимулирование его развития («стимулирование как основа регулирования»). При этом в качестве одного из принципов такого регулирования названо расширение применения инструментов сорегулирования и саморегулирования.

В свете сказанного видится риск того, что чрезмерно активные действия Минстроя России, направленные на внедрение ИИ в строительную отрасль, вызовут противодействие со стороны хозяйствующих субъектов.

Действительно, говоря о созданной экспертной группе, нельзя не задаться вопросом о порядке её формирования. На момент публикации данной статьи найти эту информацию на официальном сайте «Дом.РФ» не удалось. Будет ли экспертная группа формироваться в заявительном порядке, или в её состав войдут только лица, «удобные» для руководителя этой группы и замминистра строительства и ЖКХ?

Представляется, что информационная закрытость в части, касающейся порядка формирования рабочей группы по ИИ, никак не соотносится с принципами сорегулирования и саморегулирования в сфере технологий искусственного интеллекта, и поэтому вряд ли будет способствовать успешному внедрению ИИ в строительную отрасль.

О таком оксюмороне, как отсутствие профильного образования в области ИТ у отвечающего за цифровую трансформацию строительной отрасли замминистра Константина Михайлика, говорилось уже много.

Что касается фамилии Козак, то она хорошо знакома строителям, поскольку Дмитрий Козак в качестве вице-премьера курировал строительную отрасль до 2020 года. Доподлинную информацию о том, что Николай Дмитриевич Козак из «Дом.РФ» является сыном Дмитрия Николаевича Козака, в интернете найти не удалось. На личной страничке в интернете лица, похожего на Николая Козака, сказано, что его папа – кадровый военный, полковник, профессор Бронетанковой Академии имени Малиновского.

Известно то, что управляющий директор по ИТ и цифровой трансформации «Дом.РФ» Николай Козак окончил исторический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, и до перехода в госкомпанию занимал руководящие должности в ряде коммерческих структур, в которых отвечал, в том числе за цифровую трансформацию бизнеса.

Вопрос о том, насколько глубоко Николай Дмитриевич погружён в проблематику ИИ, остаётся открытым. Анонсируя создание экспертной группы по внедрению ИИ в строительной отрасли, он сказал следующее:

В «Дом.РФ» мы аккумулировали огромный массив информации о рынке, его участниках и трендах. Эти данные являются фундаментальным «топливом» для развития ИИ, помогая создавать более точные и эффективные системы управления.

Кого при этом господин Козак видит в качестве пользователей будущих систем управления, он не уточнил.

А между тем, такие пользователи должны быть понятны в силу следующих причин. Дело в том, что в контексте ИИ системы управления относятся к классу экспертных систем, под которыми в специальной литературе понимаются сложные системы, представляющие собой компьютерное программное обеспечение, созданное с целью накопления и сохранения знаний специалистов-экспертов узкой профессиональной области для:

  • передачи этих знаний и логических связей между ними менее квалифицированным специалистам той же области;
  • использования этих знаний для решения сложных задач;
  • предоставления вариантов решения, рекомендованных к принятию, исходя из заданных целей.

При этом решение задач, а также предоставление рекомендаций должны осуществляться по заранее заданным и понятным машине правилам логического вывода, которые изначально должны быть сформулированы на своём естественном языке высококвалифицированными экспертами.

Таким образом, для создания эффективных систем управления только лишь накопленного «фундаментального топлива для развития ИИ», оказывается недостаточно. Для создания этих систем потребуются также:

  • эксперты, которые смогут сформулировать правила использования «топлива»;
  • специалисты в области инженерии знаний, которые разработают алгоритмы преобразования сформулированных экспертами правил в машинонтерпретируемые данные;
  • программисты, которые преобразуют разработанные инженерами в области знаний алгоритмы в машинный код.

В этой связи стоит напомнить общеизвестную истину, изложенную в учебном пособии по ИИ для учащихся 10-11 классов. Она гласит о том, что ИИ рассматривается одновременно и как научное направление, и как технология. В рамках научного направления ставятся и решаются задачи моделирования тех видов человеческой деятельности, которые традиционно считаются интеллектуальными. Создаваемые в рамках этого направления информационные технологии решают задачу воссоздания с помощью искусственных устройств разумных действий и рассуждений. В качестве технологии ИИ рассматривается, как свойство компьютерных систем решать задачи в ограниченной предметной области, традиционно отводимые людям и связанные с творчеством.

В заключение, хочется пожелать Николаю Козаку, чтобы он, не забывая про вышеизложенную истину, достиг серьёзных успехов в решении той задачи, на которую замахнулся.

Евгений Карант
На сайте с 2022 года
Обсуждение темы
Отправить