5413
0
15 ноября 15:00
Время чтения 6 минут

Риск перехода на BIM связан с громадьём расходов у конечного исполнителя

Громадьё BIM-расходов сваливается на конечного исполнителя, а финансовые потоки направляются в карманы профессиональных общественных деятелей, в том числе из НОСТРОЙ и НОТИМ

Риск перехода на BIM связан с громадьём расходов у конечного исполнителя

Расхожая фраза «кому война, кому мать родна» с полным правом может быть применена и к цифровизации строительной отрасли. Отношение к этой новой парадигме радикально разное у столичных шишек из Нацобъединений, общественных организаций и министерских комиссий, с одной стороны, и у затюканных директоров проектных контор в регионах – с другой. Если первые считают будущие барыши и бодро прикидывают, сколько можно будет поднять на популярном тренде, то вторые уныло выворачивают карманы, прекрасно понимая, что доить будут именно их.

Отсюда разные повестки мероприятий, разный настрой и разные разговоры. Вот вам только парочка примеров для сравнения.

 

Кто будет продавать билеты в зоопарк?

Не так давно, а именно 26 октября вопросы цифровизации, технического регулирования, увеличения цен госконтрактов и применения энергоэффективных технологий обсуждали на заседании комитета НОСТРОЙ по жилищно-гражданскому, промышленному строительству. На мероприятие пришёл ставший в последнее время вездесущим Михаил Викторов, чтобы ещё разок прорекламировать свой НОТИМ и намеченный на конец ноября конгресс.

И прорекламировал. Что официальный сайт Национального объединения строителей, что несколько менее официальная «Строительная газета» того же Нацобъединения, что неофициальное, но предельно восторженное Агентство новостей строительного бизнеса в красочных выражениях расписали предстоящее буйство цифровых чудес и пантеон высокотехнологических радостей. А таковые ждут строительное сообщество на Объединённом Евразийском Конгрессе «ТИМ-СООБЩЕСТВО 2021. ЛЮДИ. ТЕХНОЛОГИИ. ПРОЦЕССЫ» (напомним, что писать, по мнению, организаторов, нужно именно с таким сочетанием прописных букв в словах).

Господин Викторов произвёл реверанс в сторону НОСТРОЙ, заявив, что именно это Национальное объединение «является проводником цифровых решений именно в строительную часть жизненного цикла зданий», в то время, как его НОТИМ создан как площадка для защиты и развития, прежде всего, отечественного программного обеспечения технологий информационного моделирования (ТИМ).

Также Михаил Юрьевич сообщил, что сейчас идёт активное обсуждение, какие именно требования к информационной модели объектов будут предъявлять с 1 января 2022 года госзаказчики и нужно ли каждый объект сопровождать 3D-моделью. Одна из важных задач в следующем году станет перевод нормативных документов в машиночитаемый формат. С этим напрямую связано внедрение Классификатора строительной информации (КСИ) и прочих необходимых для перехода на BIM ресурсов. Именно эти вопросы и будут обсуждать участники на Объединённом Евразийском Конгрессе. В партнёры коего уже записался и НОСТРОЙ.

В свою очередь исполнительный директор Нацобъединения строителей Виктор Прядеин во вполне кукушко-петуховой манере вернул господину Викторову его комплементы и перешёл на разговор о своём, о наболевшем. А именно – Национальное объединение, как обычно, хочет принять участие в разработке новых гомункулусов, то бишь, цифровых сервисов. Речь идёт о цифровых базах данных, которые понадобятся для работы с BIM.

Сейчас, дескать, каждая компания придумывает свои решения, результатом чего становится, появление «зоопарка личных кабинетов» (метафора, как утверждает сайт АСНБ, придумана лично главой НОСТРОЙ Антоном Глушковым). Это неудобно, некомфортно. И, как нетрудно догадаться, страшно раздражает Нацобъединение, руководители которого хотели бы видеть объединённый зоопарк – в роли единственных смотрителей и сторожей, в котором выступали бы они сами. Так что пора бы подумать об обмене информацией между личными кабинетами или появлении одного «сквозного» личного кабинета цифровой платформы строительства для всех систем, – намекнул участникам встречи господин Прядеин.

Вот про эти далеко идущие планы и хотел бы НОСТРОЙ поговорить на конгрессе... то есть, простите, на Объединённом Евразийском Конгрессе «ТИМ-СООБЩЕСТВО 2021. ЛЮДИ. ТЕХНОЛОГИИ. ПРОЦЕССЫ», призвав в партнёры викторианский НОТИМ.

Ну, а пока в эмпиреях строят виртуальные замки и планируют ставки арендной платы за проживание в них, «на земле» разговоры другие.

 

И кто прокормит весь зверинец?

В исполнительном органе Саморегулируемой организации «Межрегиональный союз проектировщиков и архитекторов Сибири» (СРО СПАС) состоялось совещание с представителями проектных организаций – членов Союза. Обсуждали перспективы внедрения ТИМ, которые для местных проектировщиков выглядят следующим образом.

Председатель правления СРО СПАС Юзеф Мосенкис привёл пример перехода «на цифру» в одной из организаций Союза. В экспертном заключении и рекомендациях по итогам BIM-аудита, который провела компания ООО «Магма-Компьютер», указаны следующие ориентировочные суммы на внедрение BIM-технологий в ООО АМ «АМА» из расчёта на 19 рабочих мест:

  • приобретение лицензий программного обеспечения – 2,445 миллиона рублей (в том числе технический документооборот 225 тысяч рублей);
  • обучение проектировщиков – 400 тысяч рублей;
  • модернизация компьютерной техники – 11 тысяч рублей;
  • ежегодное обновление программного обеспечения – 2,38 миллиона рублей (в том числе технический документооборот 150 тысяч рублей).

Как нетрудно увидеть, основной статьёй расходов оказывается именно приобретение профильного софта, причём расходы эти не разовые, а ежегодные, и крайне ощутимые даже для такого небольшого предприятия.

В итоге у проектных организаций есть три пути, каким образом выполнить требования постановления Правительства РФ от 5 марта 2021 года № 331.

ВАРИАНТ ПЕРВЫЙ. Проектные организации перейдут на использование ТИМ с приобретением программного обеспечения, компьютерной техники и иного необходимого оборудования – при условии наличия гарантированных контрактов общей стоимостью 50 миллионов рублей в год.

ВАРИАНТ ВТОРОЙ. Для перевода подготовленной проектной документации в информационную модель организации будут привлекать по договорам подряда отдельных физических лиц, обладающих необходимыми навыками и программным обеспечением. При этом, возможны риски по нелегитимному использованию привлекаемым физическим лицом программного обеспечения со всеми вытекающими последствиями.

ВАРИАНТ ТРЕТИЙ. Заказать точно такой же перевод итоговой документации в информационную модель силами специализированной организации.

В свою очередь директор ООО «ОмскДизайнПроект» Дмитрий Кузнецов привёл свои цифры, исходя из практики применения ТИМ по конкретному договору на проектирование общеобразовательного учреждения в Москве. Стоимость приобретённого для исполнения договора оборудования, программного обеспечения и обучения специалистов на одно рабочее место в ценах 2018 года составила около 400 тысяч рублей (из которых программное обеспечение – 150 тысяч рублей, оборудование – 140 тысяч рублей, обучение 1-го специалиста – 80 тысяч рублей). Как нетрудно подсчитать, разовый взнос при пересчёте на такую же организацию в 19 рабочих мест, составит порядка 7,6 миллиона рублей. Затем последуют регулярные ежегодные платежи.

Сейчас омичи пытаются привлечь к проблеме внимание региональных и федеральных властей. Было направлено письмо в Минстрой Омской области с просьбой совместно обратиться в Минстрой России и Правительство РФ для внесения изменений в постановление Правительства № 331. Предлагается предусмотреть установление переходного периода (2-3 года) для применения ТИМ по объектам, финансируемым с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. А также установить факторы целесообразности использования ТИМ в зависимости от назначения, уровня ответственности зданий (сооружений) и стоимости строительства – с учётом апробации использования ТИМ с определением конкретных показателей, основанных на результатах сопоставления стоимости объектов, построенных с применением информационной модели, и стоимости объектов, построенных без применения ТИМ.

 

Сытый голодному не товарищ

Итак, разница в восприятии BIM у чиновников и функционеров Национальных объединений, с одной стороны, и региональных СРО и проектировщиков – с другой, разительная. Первые чувствуют ветер перемен и готовы строить свои мельницы. Проводят конгрессы с платными докладами, пытаются освоить денежки на новые информационные системы, лихо заскакивают на финансовые потоки и целевые программы.

В то же время те, кому этот самый BIM-ТИМ предстоит внедрять, пока видят только одно. Что этот самый ветер перемен грозится выдуть и без того скудные денежки из их карманов. Проектировщиков, а отчасти и изыскателей со строителями ожидают не просто разовые и очень серьёзные вложения, а систематические дополнительные расходы – на обновление софта, обучение персонала, дополнительные этапы проектирования, связанные с цифровым моделированием.

Пока ГИПы, ГАПы, директора проектных бюро и рядовые специалисты не видят для себя никаких бонусов в новых требованиях. Для них это дополнительные расходы и лишняя обязаловка. И если мы предполагаем, что речь идёт о задаче государственной важности, которая в итоге должна привести к повышению качества и экономии бюджетных средств, было бы логично, чтобы государство взяло на себя хотя бы часть связанных с этим издержек. Но пока вместо этого можем видеть только новый вариант старой сказочки про вершки и корешки. Когда всё громадьё расходов сваливается на конечного исполнителя, а финансовые потоки перенаправляются в карманы профессиональных общественных деятелей.

Обсуждение темы
Отправить