ЧТО ЭТО ОЗНАЧАЕТ?
Постановлением №331 от 05.03.2021 определено, что застройщики, технические заказчики, лица обосновывающие инвестиции и эксплуатанты объектов капитального строительства (далее ОКС) обязаны обеспечить «формирование и ведение информационной модели ОКС» в случае, если договор о подготовке проектной документации для строительства заключен после 01/01/2022 г.
Для выявления требований, вытекающих из постановления №331, мы выделим 8 основных этапов реализации проекта строительства ОКС (см таблицу №1): финансирование проекта; получение прав на земельный участок, государственные закупки, разрешительные, административные и иные процедуры, ПИР, экспертиза, строительство, передача ОКС в эксплуатацию.
Мы сознательно в таблице пренебрегаем последовательностью выполнения различных этапов проекта строительства ОКС и помним, что многие процессы носят циклический характер.
Обратите внимание, что необходимо разделять и различать понятия «проект строительства ОКС» и «стадии жизненного цикла ОКС». «Проект строительства ОКС» пересекается со «стадиями жизненного цикла ОКС», но не поглощает их. «Проект» начинается с замысла, заканчивается вводом объекта в эксплутацию и содержит много действий не связанных со строительсвом напрямую - например финансирование, а «жизненный цикл ОКС» начинается с замысла и заканчивается «демонтажом/утилизацией ОКС».
Таблица №1
№ | Этапы проекта строительства ОКС | Основной результат |
1 | Финансирование проекта ОКС | Финансирование ОКС за счет бюджета |
Обоснование инвестиций | Решение о финансировании ПИР | |
Бюджетирование обоснования инвестиций, ПИР, Строительства | Включение затрат в бюджет | |
Финансирование госконтракта | Лимиты бюджетных обязательств | |
Оплата работ | Платежные документы | |
2 | Получение прав на земельный участок для размещения ОКС | Право использования земельного участка |
Подбор земельного участка | Земельный участок | |
Подготовка земельного участка | Землеустройство, освобождение от обременений и тд | |
Решение о предоставлении земли | Документы о предоставлении земельного участка | |
3 | Разрешительные и иные административные процедуры | Право совершения необходимых действий |
Разрешительные процедуры | Необходимые разрешения | |
Согласование технических условий поставщиков | Технические условия | |
4 | Государственные закупки | Заключенный и выполненный госконтракт |
Формирование закупочной документации | План, техзадание, госконтракт, расчет НМЦК и тд | |
Выбор подрядчиков на обоснование инвестиций | Подрядчики, лучшее предложение | |
Выбор подрядчиков на ПИР | Подрядчики, лучшее предложение | |
Выбор подрядчиков на СМР, комплектацию и тд | Подрядчики, лучшее предложение | |
Заключение госконтрактов | Госконтракты, регистрация | |
5 | Проектно-изыскательские работы | Документация для целей строительства ОКС |
Изыскательские работы | Результаты изысканий, акты приемки-сдачи | |
Проектные работы стадия П | ПСД, акты приемки-сдачи ПИР | |
Проектные работы стадия РД | ПСД, акты приемки-сдачи ПИР | |
6 | Экспертиза результатов ПИР | Подтверждение соответствия требованиям |
Технический и ценовой аудит проекта | Заключение аудита обоснования инвестиций | |
Экспертиза результатов ПИР | Заключение экспертизы результатов ПИР | |
7 | Строительство ОКС | ОКС соответствующий ПСД и разрешениям |
Строительный контроль | Журнал производства работ КС-6 Журнал учета выполненных работ КС-6а Исполнительная документация | |
Корректировка ПСД | Скорректированная ПСД | |
Приемка работ | Акты выполненных работ КС-2 Справка о стоимости работ КС-3 | |
Приемка ОКС | Заключение о соответствии | |
8 | Передача ОКС в эксплуатацию | Акт ввода объекта в эксплуатацию КС-14 |
Приведённая выше таблица наглядно демонстрирует, что госорганы (например, региональное министерство строительства или департамент строительства) и подведомственные ему учреждения при реализации проекта строительства ОКС одновременно могут выступать в разных ролях:
- Застройщик - лицо (в случае бюджетного строительства госорган или уполномоченная им организация), имеющее право обеспечивать осуществление инвестиций, в том числе бюджетных, и проведение ПИР, для строительства на определённом земельном участке. Застройщик вправе передать техническому заказчику свои функции в рамках Градостроительного Кодекса РФ.
- Технический заказчик - лицо, имеющее право от имени застройщика на осуществление строительства. В том числе, заказчик имеет право на заключение договоров, подготовку, предоставление материалов и документов, утверждение проектной документации, подпись документов для ввода ОКС в эксплуатацию и т.д.
- Лицо, обосновывающее бюджетные инвестиции – госорган или уполномоченная им организация, имеющие соответствующие полномочия согласно законодательству.
- Государственный орган в сфере строительства – орган власти, ответственный за реализацию государственной политики в строительстве. На практике это, как правило, главный распорядитель бюджетных средств.
- Государственный заказчик в смысле 44-ФЗ - это либо госорган, либо поименованные в 44-ФЗ организации, либо казённое учреждение, имеющее право принимать на себя бюджетные обязательства и на осуществление закупок.
В таблице №2 отражено, как государственные органы и/или уполномоченные ими организации (госзаказчики, застройщики, технические заказчики и т.д.) участвуют в бизнес-процессах на разных этапах проекта строительства ОКС в различных ролях.
Таблица №2
№ | Этапы проекта строительства ОКС | Роль в проекте | ||||
Госорган в строительстве | Госзаказчик | Застройщик, техзаказчик | Орг.обосн-щая инвестиции | Эксплуатант | ||
1 | Финансирование проекта ОКС | + | + | + | + |
|
2 | Получение прав на земельный участок для размещения ОКС | + |
| + |
|
|
3 | Разрешительные и иные административные процедуры | + |
| + |
|
|
4 | Государственные закупки | + | + | + |
|
|
5 | Проектно-изыскательские работы | + | + | + |
|
|
6 | Экспертиза результатов ПИР | + | + | + | + |
|
7 | Строительство ОКС | + | + | + |
|
|
8 | Передача ОКС в эксплуатацию | + | + | + |
| + |
Всё, перечисленное выше, позволяет сделать следующие ВЫВОДЫ:
- Предписанный ПП № 331 процесс цифровизации строительства, затрагивает не только функции и бизнес-процессы застройщиков и технических заказчиков, эксплуатантов ОКС, но и функции и бизнес-процессы, выполняемые государственными органами, государственными заказчиками, подрядчиками и органами экспертизы, контроля и надзора и различными организациями (электросети, водоканал, связь, дорожники и т.д.).
- Для государственного органа и заказчика цифровизация в основном сведётся к формированию и оперированию цифровыми документами, эквивалентными старым, добрым и всем привычным бумажным актам - формам КС и исполнительной документации.
- Для застройщика и технического заказчика использование информационной модели в строительстве потребует использования цифровых платформ, удовлетворяющих следующим МИНИМАЛЬНЫМ требованиям:
- возможность применения на следующих стадиях жизненного цикла ОКС: ПИР, Строительство, Передача ОКС в эксплуатацию в виде оперирования цифровыми документами согласно таблице №1;
- наличие качественной интеграции с распространёнными средствами проектирования и цифровыми системами, реализующими функции финансирования, госзакупок, контроля и отчётности, инструментального контроля, источниками данных, различными государственными информационными системами;
- наличие развитых возможностей по экспорту и импорту, изменению формата данных, в том числе, информационной модели;
- наличие возможностей оперирования цифровыми документами: формирование, подписание, передача, хранение, применение ЭЦП;
- соблюдение требований по работе с персональными данными и данными ограниченного доступа.
- Для лиц, осуществляющих обоснование инвестиций, обязательно потребуется программное обеспечение, позволяющее формировать данные и документы, используемые для проведения технологического и ценового аудита и формирования технического задания для госзакупок стадии ПИР.
- Для эксплуатантов ОКС потребуется программное обеспечение, позволяющее импортировать информационную модель из цифровой платформы застройщика-технического заказчика.
- Не факт, что это нужно, но на рынке пока отсутствуют интегральные решения, дающие возможность на одной платформе реализовать проект на его разных этапах и на всех стадиях жизненного цикла. А это значит, что все участники строительного процесса обречены одновременно работать на нескольких цифровых платформах, реализующих функции финансирования, закупок, разрешительных процедур, строительства и т.д.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Несмотря на то, что постановление №331 предписывает обязательное использование информационной модели пока только в госконтрактах на ПИР, тем не менее, нужно чётко себе представлять, что, внедрив информационную модель на стадии ПИР: её необходимо будет использовать на всех стадиях строительства. То есть ПИР - это только начало.
Поэтому для экономически эффективной цифровизации функций региональному госоргану в сфере строительства уже сейчас необходимо сделать следующее:
- Начать обучение сотрудников госоргана, госзаказчика, технического заказчика и т.д.
- Сделать ревизию, инвентаризацию, документирование и оптимизацию существующих бизнес-процессов на всех этапах проектов строительства и стадиях жизненного цикла ОКС.
- Сформировать требования и выбрать оптимальную платформу для цифровизации с учётом всех особенностей и уже эксплуатируемых цифровых систем.
- Уделить особое внимание интеграции выбранной цифровой платформы с государственными информационными системами и иными цифровыми платформами. Как эксплуатируемыми, так разрабатываемыми в настоящее время;
- Изучить опыт лидеров цифровизации. В этом плане заслуживает самого пристального внимания опыт Москвы.
С ЧЕГО НАЧАТЬ?
Конечно, с планирования. Мы же, в свою очередь, окажем Вам необходимое информационное содействие в понимании основных процессов цифровизации. Так, в ближайшее время будет опубликован обзор доступных рыночных решений, курсов по обучению, а также кейс «Как выбрать оптимальную платформу для цифровизации строительства за счёт бюджета».