3635
0
06 декабря 17:30
Время чтения 6 минут

Что для государственных органов означает цифровизация строительства?

У государственных органов в сфере строительства очень много функций - госзакупки, финансирование, подготовка документации, управление строительством и т.д. Но, что означает для них цифровизация, осуществляемая Минстроем РФ по ПП №331?

Что для государственных органов означает цифровизация строительства?

ЧТО ЭТО ОЗНАЧАЕТ?

Постановлением №331 от 05.03.2021 определено, что застройщики, технические заказчики, лица обосновывающие инвестиции и эксплуатанты объектов капитального строительства (далее ОКС) обязаны обеспечить «формирование и ведение информационной модели ОКС» в случае, если договор о подготовке проектной документации для строительства заключен после 01/01/2022 г.

Для выявления требований, вытекающих из постановления №331, мы выделим 8 основных этапов реализации проекта строительства ОКС (см таблицу №1): финансирование проекта; получение прав на земельный участок, государственные закупки, разрешительные, административные и иные процедуры, ПИР, экспертиза, строительство, передача ОКС в эксплуатацию.

Мы сознательно в таблице пренебрегаем последовательностью выполнения различных этапов проекта строительства ОКС и помним, что многие процессы носят циклический характер.

Обратите внимание, что необходимо разделять и различать понятия «проект строительства ОКС» и «стадии жизненного цикла ОКС». «Проект строительства ОКС» пересекается со «стадиями жизненного цикла ОКС», но не поглощает их. «Проект» начинается с замысла, заканчивается вводом объекта в эксплутацию и содержит много действий не связанных со строительсвом напрямую - например финансирование, а «жизненный цикл ОКС» начинается с замысла и заканчивается «демонтажом/утилизацией ОКС».

Таблица №1

Этапы проекта строительства ОКС

Основной результат

1

Финансирование проекта ОКС

Финансирование ОКС за счет бюджета

Обоснование инвестиций

Решение о финансировании ПИР

Бюджетирование обоснования инвестиций, ПИР, Строительства

Включение затрат в бюджет

Финансирование госконтракта

Лимиты бюджетных обязательств

Оплата работ

Платежные документы

2

Получение прав на земельный участок для размещения ОКС

Право использования земельного участка

Подбор земельного участка

Земельный участок

Подготовка земельного участка

Землеустройство, освобождение от обременений и тд

Решение о предоставлении земли

Документы о предоставлении земельного участка

3

Разрешительные и иные административные процедуры

Право совершения необходимых действий

Разрешительные процедуры

Необходимые разрешения

Согласование технических условий поставщиков

Технические условия

4

Государственные закупки

Заключенный и выполненный госконтракт

Формирование закупочной документации

План, техзадание, госконтракт, расчет НМЦК и тд

Выбор подрядчиков на обоснование инвестиций

Подрядчики, лучшее предложение

Выбор подрядчиков на ПИР

Подрядчики, лучшее предложение

Выбор подрядчиков на СМР, комплектацию и тд

Подрядчики, лучшее предложение

Заключение госконтрактов

Госконтракты, регистрация

5

Проектно-изыскательские работы

Документация для целей строительства ОКС

Изыскательские работы

Результаты изысканий, акты приемки-сдачи

Проектные работы стадия П

ПСД, акты приемки-сдачи ПИР

Проектные работы стадия РД

ПСД, акты приемки-сдачи ПИР

6

Экспертиза результатов ПИР

Подтверждение соответствия требованиям

Технический и ценовой аудит проекта

Заключение аудита обоснования инвестиций

Экспертиза результатов ПИР

Заключение экспертизы результатов ПИР

7

Строительство ОКС

ОКС соответствующий ПСД и разрешениям

Строительный контроль

Журнал производства работ КС-6

Журнал учета выполненных работ КС-6а

Исполнительная документация

Корректировка ПСД

Скорректированная ПСД

Приемка работ

Акты выполненных работ КС-2

Справка о стоимости работ КС-3

Приемка ОКС

Заключение о соответствии

8

Передача ОКС в эксплуатацию

Акт ввода объекта в эксплуатацию КС-14

Приведённая выше таблица наглядно демонстрирует, что госорганы (например, региональное министерство строительства или департамент строительства) и подведомственные ему учреждения при реализации проекта строительства ОКС одновременно могут выступать в разных ролях:

  • Застройщик - лицо (в случае бюджетного строительства госорган или уполномоченная им организация), имеющее право обеспечивать осуществление инвестиций, в том числе бюджетных, и проведение ПИР, для строительства на определённом земельном участке. Застройщик вправе передать техническому заказчику свои функции в рамках Градостроительного Кодекса РФ.
  • Технический заказчик - лицо, имеющее право от имени застройщика на осуществление строительства. В том числе, заказчик имеет право на заключение договоров, подготовку, предоставление материалов и документов, утверждение проектной документации, подпись документов для ввода ОКС в эксплуатацию и т.д.
  • Лицо, обосновывающее бюджетные инвестиции – госорган или уполномоченная им организация, имеющие соответствующие полномочия согласно законодательству.
  • Государственный орган в сфере строительства – орган власти, ответственный за реализацию государственной политики в строительстве. На практике это, как правило, главный распорядитель бюджетных средств.
  • Государственный заказчик в смысле 44-ФЗ - это либо госорган, либо поименованные в 44-ФЗ организации, либо казённое учреждение, имеющее право принимать на себя бюджетные обязательства и на осуществление закупок.

В таблице №2 отражено, как государственные органы и/или уполномоченные ими организации (госзаказчики, застройщики, технические заказчики и т.д.) участвуют в бизнес-процессах на разных этапах проекта строительства ОКС в различных ролях.

Таблица №2

Этапы проекта строительства ОКСРоль в проекте
Госорган в строительствеГосзаказчикЗастройщик, техзаказчикОрг.обосн-щая инвестицииЭксплуатант
1

Финансирование проекта ОКС

+

+

+

+

2

Получение прав на земельный участок для размещения ОКС

+

+

3

Разрешительные и иные административные процедуры

+

+

4

Государственные закупки

+

+

+

5

Проектно-изыскательские работы

+

+

+

6

Экспертиза результатов ПИР

+

+

+

+

7

Строительство ОКС

+

+

+

8

Передача ОКС в эксплуатацию

+

+

+

+

Всё, перечисленное выше, позволяет сделать следующие ВЫВОДЫ:

  1. Предписанный ПП № 331 процесс цифровизации строительства, затрагивает не только функции и бизнес-процессы застройщиков и технических заказчиков, эксплуатантов ОКС, но и функции и бизнес-процессы, выполняемые государственными органами, государственными заказчиками, подрядчиками и органами экспертизы, контроля и надзора и различными организациями (электросети, водоканал, связь, дорожники и т.д.).
  2. Для государственного органа и заказчика цифровизация в основном сведётся к формированию и оперированию цифровыми документами, эквивалентными старым, добрым и всем привычным бумажным актам - формам КС и исполнительной документации.
  3. Для застройщика и технического заказчика использование информационной модели в строительстве потребует использования цифровых платформ, удовлетворяющих следующим МИНИМАЛЬНЫМ требованиям:
  • возможность применения на следующих стадиях жизненного цикла ОКС: ПИР, Строительство, Передача ОКС в эксплуатацию в виде оперирования цифровыми документами согласно таблице №1;
  • наличие качественной интеграции с распространёнными средствами проектирования и цифровыми системами, реализующими функции финансирования, госзакупок, контроля и отчётности, инструментального контроля, источниками данных, различными государственными информационными системами;
  • наличие развитых возможностей по экспорту и импорту, изменению формата данных, в том числе, информационной модели;
  • наличие возможностей оперирования цифровыми документами: формирование, подписание, передача, хранение, применение ЭЦП;
  • соблюдение требований по работе с персональными данными и данными ограниченного доступа.
  1. Для лиц, осуществляющих обоснование инвестиций, обязательно потребуется программное обеспечение, позволяющее формировать данные и документы, используемые для проведения технологического и ценового аудита и формирования технического задания для госзакупок стадии ПИР.
  2. Для эксплуатантов ОКС потребуется программное обеспечение, позволяющее импортировать информационную модель из цифровой платформы застройщика-технического заказчика.
  3. Не факт, что это нужно, но на рынке пока отсутствуют интегральные решения, дающие возможность на одной платформе реализовать проект на его разных этапах и на всех стадиях жизненного цикла. А это значит, что все участники строительного процесса обречены одновременно работать на нескольких цифровых платформах, реализующих функции финансирования, закупок, разрешительных процедур, строительства и т.д.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Несмотря на то, что постановление №331 предписывает обязательное использование информационной модели пока только в госконтрактах на ПИР, тем не менее, нужно чётко себе представлять, что, внедрив информационную модель на стадии ПИР: её необходимо будет использовать на всех стадиях строительства. То есть ПИР - это только начало.

Поэтому для экономически эффективной цифровизации функций региональному госоргану в сфере строительства уже сейчас необходимо сделать следующее:

  1. Начать обучение сотрудников госоргана, госзаказчика, технического заказчика и т.д.
  2. Сделать ревизию, инвентаризацию, документирование и оптимизацию существующих бизнес-процессов на всех этапах проектов строительства и стадиях жизненного цикла ОКС.
  3. Сформировать требования и выбрать оптимальную платформу для цифровизации с учётом всех особенностей и уже эксплуатируемых цифровых систем.
  4. Уделить особое внимание интеграции выбранной цифровой платформы с государственными информационными системами и иными цифровыми платформами. Как эксплуатируемыми, так разрабатываемыми в настоящее время;
  5. Изучить опыт лидеров цифровизации. В этом плане заслуживает самого пристального внимания опыт Москвы.

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Конечно, с планирования. Мы же, в свою очередь, окажем Вам необходимое информационное содействие в понимании основных процессов цифровизации. Так, в ближайшее время будет опубликован обзор доступных рыночных решений, курсов по обучению, а также кейс «Как выбрать оптимальную платформу для цифровизации строительства за счёт бюджета».

Владимир Бланк
На сайте с 2023 года
Ещё по теме
Обсуждение темы
Отправить