4834
0
22 августа 13:17
Время чтения 3 минуты

Пути преодоления дефицита знаний и навыков в эпоху информационного моделирования

Введение технологий информационного моделирования (ТИМ) в управление инвестиционно-строительными проектами становится ключевым направлением, определяющим успех реализации этих проектов

Пути преодоления дефицита знаний и навыков в эпоху информационного моделирования

Современные реалии требуют от строительной отрасли России быстрой адаптации к стремительно развивающимся технологиям цифровизации. В частности, ключевую роль играет внедрение технологий информационного моделирования (ТИМ) в процесс управления инвестиционно-строительными проектами. Это не просто тренд, а стратегическая необходимость, которая способна обеспечить эффективное использование инвестиций, сокращение сроков строительства и повышение качества выполняемых работ.

Управление инвестиционно-строительными проектами – это сложная многоуровневая система, требующая постоянного мониторинга как внутренних, так и внешних факторов. В условиях динамично изменяющейся среды эти аспекты приобретают критическое значение для принятия управленческих решений, направленных на достижение поставленных целей в проекте. В этом контексте информационное моделирование становится важнейшим инструментом, обеспечивающим комплексное управление всеми этапами жизненного цикла проекта – от его планирования до завершения и последующей эксплуатации объекта.

Отрывочное обучение и его последствия

Несмотря на важность ТИМ, его обучение в российских вузах зачастую оказывается оторванным от общего контекста управления проектами, что приводит к серьезным упущениям. Студенты получают знания о ТИМ, но часто не понимают его места и значения в общей системе управления инвестиционно-строительными проектами. Это приводит к тому, что будущие инженеры, хорошо знакомые с технологией моделирования, могут быть недостаточно подготовлены к комплексному управлению проектами на основе данных (Data-Driven Management, DDM).

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) для направления подготовки «Строительство», одной из ключевых компетенций бакалавра должна быть информационная культура. Это предполагает не только понимание принципов работы современных информационных технологий, но и умение применять их для решения задач в профессиональной деятельности. Однако анализ учебных программ российских вузов показывает, что количество качественных учебных пособий по ТИМ крайне ограничено. На данный момент доступно всего три таких издания, причем одно из них распространяется только в печатном виде и фактически недоступно для широкой аудитории.

Проблема информационной культуры в строительной отрасли

Разрыв между образовательными стандартами и реальной практикой приводит к тому, что выпускники строительных вузов сталкиваются с трудностями на рабочем месте. Те, кто не попал в крупные вертикально интегрированные компании, где ТИМ активно применяется, испытывают недостаток взаимопонимания с работодателями. Выпускники разочарованы тем, что их знания в области ТИМ не востребованы, тогда как работодатели критикуют их за недостаточное понимание основ проектирования и строительства.

Одной из причин этого разрыва является недостаток информационной культуры у более опытных специалистов, получивших образование в эпоху, когда информационные технологии в строительстве были на зарождающем этапе. В прошлом знание основ программирования и умение пользоваться персональными компьютерами воспринимались как достаточные навыки, однако современная информационная культура требует более глубокого понимания и использования технологий, таких как ТИМ и искусственный интеллект.

Сегодняшнее строительное сообщество остро нуждается в инженерах новой формации, способных не только владеть специальными техническими знаниями, но и активно использовать информационные технологии для решения профессиональных задач. Важно не только интегрировать цифровые инструменты в учебные программы, но и обеспечивать их доступность для специалистов всех уровней.

Необходимость создания электронного образовательного ресурса

Для преодоления дефицита специалистов с высокой цифровой культурой требуется создание специализированного электронного образовательного ресурса, который бы интегрировал знания по ТИМ и управлению проектами на основе данных. Такой ресурс должен быть доступен не только для студентов и преподавателей вузов, но и для всех специалистов, стремящихся к самообразованию.

Создание подобного образовательного ресурса требует сотрудничества различных участников строительного процесса: научных и образовательных учреждений, разработчиков программного обеспечения, девелоперов, архитекторов, строителей и даже представителей органов власти. Лишь объединение усилий позволит разработать качественный продукт, который будет способствовать взаимопониманию между поколениями инженеров и обеспечит актуальность знаний на протяжении всей их профессиональной деятельности.

Заключение

Разработка и внедрение электронного образовательного ресурса по управлению инвестиционно-строительными проектами на основе данных является важнейшим шагом для формирования нового поколения инженеров. Эти специалисты должны обладать не только техническими знаниями, но и быть способными эффективно использовать цифровые технологии, что позволит им адекватно реагировать на вызовы времени и двигаться вперед в своей профессиональной деятельности.

Платформы, такие как АО «ДОМ.РФ», могут стать ключевыми в обеспечении доступа к таким ресурсам. Важно, чтобы процесс создания и совершенствования образовательных материалов был непрерывным, адаптируясь к изменениям в строительной науке и технологиях. Открытие доступа к электронному учебному пособию, запланированное на лето 2025 года, станет важным шагом в этом направлении, но работа над его улучшением должна продолжаться постоянно, чтобы соответствовать растущим требованиям отрасли.

Евгений Карант
На сайте с 2022 года
Обсуждение темы
Отправить