3615
0
06.12.2021 22:18

Нормативная база цифровизации строительства

Новейшая история и краткий обзор нормативной базы цифровизации в строительстве

Нормативная база цифровизации строительства

Возможно дорогой читатель, что в Вашей области, крае, республике или муниципалитете уже все готово для начала эры цифровых технологий в строительстве. Возможно есть громадьё реализованных планов по цифровизации строительства, а Вы только и ждете, чтобы с утра первого января 2022 г, отставив сторону бокал шампанского начать работать на стройке в цифре. Но даже если это и так - предлагаем читать дальше…

Еще в доковидные времена, в 2019 году цифровизация законно “пошла” по стране - приняты и вступили в действие поправки в ГрадКодекс ст 56.5 и 56.7. Конечно их неплохо бы прочесть, но суть их проста - законодатель для строительной отрасли ввел понятия “Информационная модель объекта капитального строительства” и “Классификатор строительной информации”.

Поправками определено, что за информационную модель отвечает Правительство РФ, которое своим постановлением определяет правила формирования и ведения модели, состав сведений, документов и материалов, включаемых в модель и представляемых в форме электронных документов, требования к форматам указанных электронных документов, за исключением случаев, если такие сведения, документы и материалы содержат сведения, составляющие государственную тайну.

Правительству РФ так же поручено определять правила формирования и ведения классификатора строительной информации, а вот ответственным за структуру и состав классификатора определен Минстрой РФ.

Может быть Вы в курсе, а может нет, но пока мы с Вами были на удаленке в 2020 году, в Минстрое и в Аппарате Правительства кипела работа - Вы только посмотрите, сколько непростых нормативных актов было выпущено за короткое время и все во имя цифровизации строительства в России.

04.07.2020 Правительство РФ утвердило Постановлением № 985 перечень сводов правил и гостов, подлежащих обязательному использованию при строительстве, всего 78 документов: 4 ГОСТа и 74 СП. Перечень вступил в силу с 01.08.2020 г и он актуализировал и существенно сократил количество обязательных требований примерно с 10 тыс до 7 тыс, кроме того устранил препятствия для цифровизации.

12.09.2020 Постановлением Правительства РФ №1416 были утверждены правила формирования, ведения классификатора строительной информации (КСИ). Задача классификатора - идентифицировать всю информацию о строительном объекте. Структура КСИ соответствует структуре международного стандарта ISO 12006, а так же был учтен стандарт ISO 81346.

15.09.2020 Постановлением Правительства РФ № 1431 утверждены “Правила формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства...” и изменения в Положение о выполнении инженерных изысканий…”, согласно которых "В случаях если застройщик или технический заказчик обеспечивает формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства, результаты инженерных изысканий подготавливаются в форме, позволяющей осуществлять их использование при формировании и ведении такой информационной модели."

28.09.2020 г постановлением Правительства РФ № 1558 «О создании государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности РФ» (ГИС ОГД). ГИС ОГД позволяет сократить процедуры согласования и получения разрешений на всю исходную документацию, это позволит сократить длительность и стоимость разрешительных процедур.

Казалось бы, что еще нужно для тотальной цифровизации??? Правильно - прямое указание и чтобы сдвинуть дело с мертвой точки было принято постановление Правительства РФ от 05.03.2021 № 331 , согласно которому с 01.01.2022 становится обязательным использование информационных моделей по всем объектам на которые выделены средства бюджетов бюджетной системы РФ, за исключением объектов капитального строительства, которые создаются в интересах обороны и безопасности государства.

Итак, по состоянию на декабрь 2021 г к цифровизации строительства в России уже законна и с 01.01.2022 неизбежна для всех кто заказывает, строит за счет средств “бюджетов бюджетной системы РФ”. Даже если будут приняты решения о каких-то послаблениях и отсрочках введения, то все равно в ближайшие годы процесс цифровизации будет мейнстримом для государственных заказчиков.

Что важно для наших главных читателей - пользователей цифровых систем? Важно понимание, что в ближайшие годы цифровая траснформация уже затронула или неизбежно затронет все стадии реализации проекта возведения объекта капитального строительства, включающие в себя: Финансирование, Получение прав на земельный участок, Разрешительные и иные процедуры, ПИР, Экспертиза, Строительство, Передачу в эксплуатацию.

В наступающем 2022 году государственных органов в регионах будут две задачи: внедрение ГИС ОГД и цифровизация деятельности государственных заказчиков. На наш взгляд сложнее всего придётся не госзаказчикам, которым необходимо будет только осуществлять госзакупки согласно ПП РФ №331, а генеральным подрядчикам и проектировщикам, которым нужно будет не только соответствовать всем этим новым нормативным требованиям, но и работать в разных цифровых системах разных заказчиков, а цифровые системы на первых порах явно будут преподносить сюрпризы и при этом еще генподрядчикам нужно качественно и в срок строить.

Владимир Бланк
На сайте с 2021 года
Обсуждение темы
Отправить