612
1
05.04.2023 11:00
Время чтения 3 минуты

Что происходит с ценами на отечественное программное обеспечение после ухода с рынка зарубежных вендоров

В нынешней геополитической обстановке покинуть российский рынок приняли решение ряд зарубежных компаний, программным обеспечением которых ранее пользовались отечественные проектировщики и застройщики

Что происходит с ценами на отечественное программное обеспечение после ухода с рынка зарубежных вендоров

Это, с одной стороны, освободило рынок для российских производителей аналогичного софта.

Но, с другой стороны, произошедшие изменения дают российским IT-компаниям, лишившимся изрядной доли конкуренции со стороны зарубежных аналогов, возможность заметно повысить цены на свою продукцию. Не опасаясь при этом, что потребитель уйдёт к конкурентам, поскольку их нет. Так насколько же оправданы опасения строительного сообщества касательно роста цен на специализированное программное обеспечение, необходимое ему для работы?

Ряд деловых изданий сообщают, что подобный рост цен уже состоялся. И в результате за минувший год цены на российское программное обеспечение выросли на 30–50% как раз из-за отсутствия конкуренции с западными поставщиками аналогичного ПО, которые ушли с российского рынка.

Некоторые российские IT-компании нехотя признают, что рост цен действительно состоялся. Однако, по их мнению, рост цен был вовсе не таким значительным.

Но всё же он был, и это затронуло крупных потребителей отечественного софта, для которых произошедший рост означал серьёзные финансовые расходы. И по этой причине крупные покупатели отечественного ПО уже обращались в Минцифры России с просьбой к регулятору повлиять на ситуацию, однако пока никаких результатов это обращение не принесло.

Все крупные компании, работающие с государственными заказами, закупают сейчас для использования отечественное ПО. В качестве примера, одна бессрочная лицензия российской BIM-программы для проектирования Renga стоит порядка 125.000 рублей.

Такая лицензия даёт возможность работать лишь одному сотруднику. А в отделе проектирования крупной компании может быть занято свыше десяти сотрудников. Стоит помнить, что, помимо собственно покупки ПО, компании нужно также научить сотрудников работать на нём, что также сопряжено с расходами. Поэтому повышение цен на отечественное ПО действительно способно принести российским компаниям значительные издержки.

Однако на рынке есть и иная точка зрения, согласно которой значимого роста цен на используемый проектировщиками и девелоперами софт не произошло. Специалисты, которые придерживаются такого взгляда говорят, что производителей специализированного программного обеспечения не так много, а рынок потребителей – огромный.

И в такой ситуации нет смысла повышать цены, ибо это отпугнет ряд покупателей. Гораздо разумней держать цены неизменными, либо же корректировать их на уровень инфляции, что с учётом большого объёма продаж способно принести компании немалую прибыль без значительного повышения цен на выпускаемое компанией ПО.

Так, один из крупных производителей отечественного программного обеспечения говорит, что его компания минувшим летом подняла цены на ПО всего на 10%, а в течение двух лет до этого держала стоимость своих продуктов неизменными. Это означает рост цен на продукцию компании даже ниже инфляции.

Он также упомянул, что в частных разговорах его коллеги говорили о похожей ценовой политике и в других компаниях. Поэтому резкое повышение цен на специализированное ПО больше похоже на миф, а в реальности, с его точки зрения, этого не происходит. Возможно, это лишь опасения потребителей, что отечественные разработчики резко повысят цены на свои продукты из-за отсутствия конкуренции.

При этом эксперт отмечает, что и без повышения цен российское программное обеспечение достаточно дорогое. Есть ли основания для отечественного потребителя ожидать снижения цен на ПО, произведённое в России?

Участники рынка полагают, что рассчитывать на снижение стоимости софта не стоит, и тому есть несколько причин. Прежде всего, рынок труда для российских программистов и в нынешней ситуации остаётся глобальным. Это означает, что для трудоустройства в российской компании классного IT-специалиста необходимо привлечь высоким доходом. Для работодателя это означает значительные расходы, которые он закладывает в стоимость своего софта.

Также не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что отечественные компании, ныне предлагающие на рынке готовый продукт, долгое время инвестировали в него перед выводом его на рынок. И поэтому нынешняя цена на софт должна позволить компании вернуть ранее сделанные инвестиции.

Исходя из этого, вряд ли стоит ожидать существенного снижения стоимости отечественного софта для проектирования и возведения зданий. Как, впрочем, и существенного роста цен на это ПО.

Скорее, потребителям этого софта нужно с пользой для себя использовать то время, год с небольшим, которое отделяет всех нас от момента обязательного использования ТИМ при строительстве «долёвки». Пока этого времени хватает, чтобы выбрать и установить такой софт в компании, а также научить персонал работе с ним.

Когда же до определённого законодательством срока обязательного внедрения ТИМ останется два-три месяца, строительным компаниям придётся инсталлировать его в авральном режиме. Что зачастую негативно сказывается как на качестве, так на стоимости финального результата, который компания стремится обеспечить себе в пожарном порядке.

Владимир Авденин
На сайте с 2023 года
Обсуждение темы
Отправить
  • Дмитрий

    Владимир, спасибо! Отличный материал. Главное чтобы, как у нас обычно бывает, запросы не выросли на пустом месте. А для этого нужна здоровая конкуренция, как я понимаю, которой у нас особо нет.

    05.04.2023, 21:00