Недавний глобальный опрос, проведенный университетом MIT и консалтинговой группой BCG, продемонстрировал, что технологии AI в 2019 году вышли на грань массового применения в бизнесе. Большинство компаний осознают значимость AI и его потенциальное влияние на успех в конкурентной борьбе, однако только менее трети из них видят реальные результаты от его использования, и менее 40% из инвестировавших в AI смогли получить ощутимую прибыль. Авторы исследования подчеркивают, что успешное внедрение AI невозможно без его адекватной интеграции в корпоративную стратегию.
Медийное и исследовательское подразделение MIT Sloan Management Review и BCG Gamma опубликовали отчет под названием «Успех в сфере AI», основанный на опросе более 2500 представителей крупных компаний из 27 отраслей в 97 странах. В опросе приняли участие представители таких сфер, как страхование, IT, банки, промышленность, здравоохранение, фармацевтика, розничная торговля и добыча полезных ископаемых. Исследование продемонстрировало уникальный момент в восприятии бизнеса: технологии AI уже рассматриваются как реальность, однако большая часть компаний не в состоянии продемонстрировать их эффективность.
Консенсус по поводу будущей важности AI очевиден: девять из десяти респондентов (включая топ-менеджмент) уверены в его существенном влиянии на бизнес в будущем. Однако для большинства компаний, которые уже инвестировали в AI, эти инвестиции оказались прибыльными менее чем в 40% случаев за последние три года. Отчет включает данные как о компаниях, использующих внешние AI-технологии, так и о тех, которые развивают их внутри (последних больше), а также оценивает AI в контексте снижения затрат, роста продаж и создания новых продуктов.
Исследование выявило определенное напряжение вокруг технологии AI.
Хотя некоторые компании четко понимают, что нужно делать для достижения успеха в этой сфере, большинство пока не научились извлекать из AI реальную выгоду
— говорит один из авторов работы Дэвид Кайрон.
Российские компании, по словам директора BCG Gamma Леонида Жукова, демонстрируют аналогичную ситуацию с внедрением AI.
Наиболее эффективное использование AI, согласно кратким выводам Sloan и BCG, включает несколько ключевых стратегий. AI-стратегии менее успешны при полной интеграции в общую цифровую стратегию (так поступают 36% компаний, 12% развивают AI-проекты отдельно) и управленческую стратегию, включая проекты трансформации бизнеса. AI для роста продаж оказывается более выгодным, чем для снижения издержек. «Производство AI внутри компании» более эффективно, чем его «потребление». Наконец, AI следует координировать с data-стратегией компании и инновационной кадровой политикой.
Если инициативы в области AI находятся под руководством IT-директора, вероятность увидеть реальную пользу от внедрения новых технологий снижается на 50%
— говорится в обзоре. Низкая эффективность AI в не модернизированном управленческом бизнесе предсказывалась в академических кругах последние 15 лет.