Некоторое время назад исполнительный директор компании «СиСофт Разработка», глава комитета по стандартизации в области промышленного и гражданского строительства АРПП «Отечественный софт» Михаил Бочаров высказал своё мнение по широкому кругу вопросов, касающихся импортозамещения западного программного обеспечения и перехода российского бизнеса на отечественные разработки.
Вначале Михаил Евгеньевич рассказал, зачем был создан комитет по стандартизации в области промышленного и гражданского строительства в Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт». По словам господина Бочарова, целью создания комитета по промышленному ПО и стандартизации является объединение усилий для дальнейшего развития теоретических основ и подготовки практических рекомендаций в сфере управления качеством в условиях массовой цифровизации.
Стандартизация является необходимым элементом системы нормативно-технического регулирования, управления нормативной и технической документацией в условиях перехода к цифровой экономике. Проводимая сейчас цифровизация проектно-строительной отрасли требует внесения существенных изменений в законодательство и в нормативно-техническое регулирование. Профессиональное сообщество, понимая трудоёмкость задачи, терпеливо вникает в нормативные нововведения, влияющие на внедрение технологий информационного моделирования (ТИМ).
Специалисты отрасли, законодатели, представители федеральных и региональных органов власти, инвесторы и учёные всё активнее включаются в обсуждение актуальных проблем ТИМ, обмениваются опытом. С целью решения наиболее актуальных вопросов в цифровизации строительной области и был создан профильный комитет при Ассоциации разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт».
Оценивая перспективы отечественного рынка ПО после ухода с него ряда поставщиков зарубежных программных продуктов, Михаил Бочаров отметил, что ввиду произошедшего наш рынок очистился для новых разработок, которые полностью отвечают российскому регулированию. Например, отечественные разработчики могут обеспечить себя общим форматом для управления и хранения данных, что снизит риски потери данных и обеспечит быстрейшее развитие ТИМ за счёт использования возможностей начинающих разработчиков.
И отечественные софтверные компании должны воспользоваться возникшей ситуацией. Ведь доступные ранее западные решения были очень привлекательны, прежде всего, в силу маркетинговой активности их разработчиков. Но при этом зарубежные решения основывались на западном техническом регулировании, которое не очень хорошо подходило для России.
Однако здесь возникает закономерный вопрос – не будет ли уход поставщиков западного ПО критичным для российских потребителей, ведь они занимали около 80% софтверного рынка? Михаил Евгеньевич допускает, что в связи с уходом западных вендеров у потребителей могут быть некоторые неудобства, но это не критично. Ведь сами продукты остались, лицензии пока работают, и люди этими продуктами пользуются. А российские разработчики сейчас делают всё, чтобы заместить ПО ушедших вендоров отечественными аналогами и предложить потребителям столь же качественное и функциональное программное обеспечение.
Также он отмечает, что информационное моделирование как обособленная отрасль IT-ландшафта пока только формируется не только в России, но и в мире, вбирая в себя различные классы программных продуктов по управлению данными в виде отдельных технологий для формирования и ведения информационной модели. BIM, будучи частью информационного моделирования, пока хорошо работает только на этапе проектирования.
Конечно, это замечательно, когда проектировщик с помощью мышки и клавиатуры начинает рисовать здание, подтягивать данные, собирать конструктив, формировать описание и документацию. Ну, а что дальше? Ведь на стадии строительства и эксплуатации BIM пока применяется по минимуму.
Нужно понимать простую вещь: зарубежные продукты делались с ориентацией не на российское техническое законодательство. Продавая их на территории России, нужно одновременно внедрять и чужие бизнес-процессы, выдавая их за самые передовые. Как это всё напоминает наивные рассуждения начала 90-х, когда на волне отрицания всего советского думали: а давайте скопируем американскую конституцию и будем жить как в Америке.
Внедряя строительство с использованием информационного моделирования, нужно понимать, что все строители: каменщики, бетонщики, штукатуры – по своей сути являются потенциальными участниками работы в информационной модели. Только нужны простые и дешёвые технологии «общения» с этой самой информационной моделью. Например, каменщик сложил какую-то стенку за смену, сфотографировал её на свой телефон и передал эти данные по определённому адресу, а по сути, – в модель.
Затем мастер, бригадир или прораб со своим приложением проверяют качество строительства и тоже передают эти данные в модель. После этого уже в модели подтягиваются и сопоставляются расценки, объёмы, сетевые графики. Так формируется и ведётся модель на этапе строительства.
Но для того, чтобы всё это работало, мы должны каждому строителю дать самый минимальный уровень знаний для работы с информационной моделью на своём участке. Этот минимум должен определяться так называемым порогом входа в цифровизацию. Если пользователь сфотографировал объект на телефон и отправил снимок коллеге, то это низкий порог, и он устроит всех.
Наша задача – разделить компетенции при работе с информационной моделью, причём для подавляющего большинства строительных профессий – по низкому порогу входа. Вроде, всё просто, да и много стартапов и крупных вендоров такое делают, но как-то всё пока не сложилось ни на Западе, ни в России.
Также нужно отбросить частое заблуждение о том, что внедрение информационного моделирования априори приведёт к повышению эффективности в строительной отрасли. Ведь инструмент не может быть автоматически эффективным.
Молоток эффективен или нет? Это инструмент, а его эффективность зависит от того, кто и как его применяет. Технологии информационного моделирования позволяют планировать время, деньги и процессы. Эти технологии – инструмент, который даёт возможность принимать управленческие решения, но только при условии, что им эффективно пользуются. Необходимо, чтобы уровень и объём внедрения информационного моделирования были не меньше требуемых по закону и отвечающих желаниям заказчика.
Отдельно Михаил Бочаров отметил, что информационная модель должна работать на всех этапах существования объекта. Ведь если проектировщик её сделал, а строителю, тем более в эксплуатации, она вообще не нужна, то смысла в этой информационной модели нет.
Сейчас проблема с программным обеспечением на этапе строительства и эксплуатации состоит в том, что полноценной линейки уровня этапа проектирования нет ни за рубежом, ни в России. Тут стоит уточнить, что проблема даже не с ПО, а с программно-аппаратным обеспечением, потому что для этапов строительства и эксплуатации необходима обратная связь от объекта информационного моделирования. И тут много работы для отечественных вендоров и производителей электронного оборудования на основе целей и задач по цифровизации стройки по принципам российского технического регулирования.
САПР расшифровывается как система автоматизированного проектирования, и наша задача – создать САПС – систему автоматизированной поддержки строительства. Необходимо создать полноценную линейку программных продуктов для стройки, как уже было сделано для проектирования.
Потом уже перейдём к эксплуатации. Создать модель – «как построено» – вручную, на основе факта построенного объекта, или автоматизировать только получение смет или графиков строительства – этого мало, но всё равно это первые шаги к САПС. Тем самым, автоматизация технологий информационного моделирования стройки, а от неё и экономическая эффективность, как в проектировании, будет получена, когда мы обеспечим автоматическую обратную связь со стройплощадки и сделаем принцип информационного моделирования выгодным для пользователя.
Автоматизация процессов формирования и ведения информационной модели как часть цифровой трансформации резко снизит опасность рисков, связанных с человеческим фактором. При этом сами процессы получат необходимую прозрачность, что также положительно скажется на экономике, в том числе снизит риски коррупции.
Михаил Бочаров высказал своё мнение о расхожем представлении, что дескать внедрить ТИМ в строительстве будет сложно. По его словам, главное – найти бенефициара, который реально будет заинтересован в информационной модели.
Заинтересован в ней застройщик, который по факту платит за жульничество и неэффективность подрядчиков. Заинтересован госзаказчик, который хочет сохранить деньги и получить построенный объект. Заинтересовано и государство как всеобщий контролёр. Потребители, желающие и вынужденные (постановление Правительства РФ № 331) формировать и вести информационную модель, должны понимать, что одной из проблем будет получение объективных данных со стройплощадки или с объекта эксплуатации. А ведь информационную модель вручную можно наполнить любой информацией, в том числе фальшивой.
Но автоматизация сбора данных со стройплощадки в информационную модель – это только часть необходимого сбора данных для процессов ведения и формирования информационной модели. Нужно то, что называется «программно-аппаратной средой информационного моделирования», что в проектировании носит имя «среда общих данных» (СОД).
Но уже для стройки это понятие должно быть функционально расширено. Речь идёт о нескольких средах общих данных, среди которых среда проекта – основная. Для исключения сопоставления с СОД, у которой нет такой функциональности, эти среды лучше называть «информационными пространствами». Среди них информационное пространство проекта – основное, а информационные пространства сторонних организаций входят в общее «информационное поле проекта» по принципу договорённости по обмену данными и по политике прав доступа между участниками процессов формирования и ведения информационной модели.
Тогда это почти полноценный цифровой двойник строительства, где каменщик по окончании смены делает фото выполненных работ. Затем эти данные, лучше автоматически, обрабатываются и вводятся в информационную модель.
В конце рабочего дня видны выполненные работы, которые можно легко контролировать. А если ещё видеокамеры установлены на стройплощадке, дрон её облетает, то, может быть, и каменщику фотографировать ничего не нужно. Это и есть автоматизация и работа технологий информационного моделирования. Нужно концептуальное понимание цифрового двойника, который объединит информационные потоки данных процессно-ориентированных технологий информационного моделирования, структурированных на основе объектно-ориентированной информационной модели. И формировать такое понимание должны все участники строительного процесса: и Главгосэкспертиза, и вендоры, и заказчики, и застройщики.
Одна из важнейших задач, по мнению господина Бочарова, – обеспечить полными и достоверными данными цифровую модель здания на этапе строительства. В этот момент очень много ручного труда.
Поэтому цифровой двойник нуждается в автоматизации – частичной или полной. Здесь должны быть и автоматизация контроля, и постоянные сверки реального состояния объекта. Всё это помогает цифровому двойнику здания жить. И с этим проблемы не только у нас, но и во всём мире. Именно это будет главным направлением работы на ближайшие годы.
А как же быть с тем, что большинство заказчиков, подрядчиков и эксплуатантов сейчас искренне не понимают вендеров, которые предлагают им цифровизацию и BIM? Михаил Бочаров видит здесь противоречие в том, что интересы продавцов ПО и потребителей не всегда совпадают. Одним нужно продать некий «цифровой продукт», а другим придётся работать, тратить немалые средства на хаотическую цифровизацию и нести ответственность за ненужную покупку.
Но активны пока только первые, а вторые только начинают осознавать надвигающиеся проблемы и зачастую пребывают в некотором шоке, так как не понимают, зачем всё это. Ответ придёт сам собой, когда заказчики и подрядчики будут получать экономическую выгоду от использования информационной модели.
На этом пути возможны перегибы в части отрицания программно-аппаратных решений, особенно от начинающих разработчиков. Исправить ситуацию можно двумя способами: должна быть соответствующая политика государства с определением координирующих развитие цифровизации технических критериев, и должно быть сотрудничество «стартаперов» с ведущими отечественными вендорами, например, в области интероперабельности потоков данных при информационном моделировании. Нужен национальный формат данных с надёжной схемой и архитектурой управления информационными потоками, отвечающими принципам российского технического регулирования и возможностям по длительному хранению данных.
Наша задача, уверен Михаил Евгеньевич, – сделать информационную модель удобной и выгодной. Ориентироваться необходимо, в том числе, на конечного бенефициара – эксплуатирующую организацию. И главное – мы должны информационную модель продать, а не навязывать её как чемодан без ручки. А купит он её тогда, когда поймёт свою выгоду, не раньше. А сейчас его заставляют брать эту модель, ставить на бухгалтерский баланс как нематериальный актив, выполнять всякие требования и постановления.
И он, не понимая назначения этой модели, начинает от неё отмахиваться или требует дополнительного финансирования, обучения кадров и так далее. Если же эксплуатирующая организация поймёт, что информационная модель – это очень удобный рабочий инструмент, она сама будет настаивать на определённом уровне и качестве этой модели.
Остановился господин Бочаров и на внедрении информационного моделирования в работу эксплуатирующих организаций. Ведь у них тоже подчас нет понимания, зачем нужна информационная модель. По его мнению, должен пройти некий период, чтобы эксплуатирующие организации узнали, что такое информационная модель, и были заинтересованы в её получении. Он надеется, что ущерб от «набежавшей пены цифровизаторов» этого периода будет незначительным для потребителя, а сам период осознания пользы информационного моделирования – коротким.
В этом процессе должно участвовать государство, оптимизируя процессы цифровизации на основе национального технологического суверенитета, например, поддержав инициативу национально-ориентированных вендоров по созданию национального формата данных. От этого выиграют все, и, прежде всего, – государство. Редактируемый национальный формат для длительного хранения данных – прямой путь к типовому проектированию, снижению затрат и упрощению интероперабельности цифровых сервисов.
Нужно вести просветительскую работу на самом низовом уровне, тем более, что самый большой госзаказ на строительство социальных объектов у нас в регионах и в муниципалитетах. Да и все объекты, которые строятся даже на федеральные деньги, всё равно эксплуатируются на местах. Тут нужен в хорошем смысле государственный протекционизм, причём направленный не на какую-то отдельную компанию или продукт, а на создание и финансирование определённой технологической среды, где наши информационные модели будут естественным образом встречаться с заказчиками и с эксплуатирующими организациями.