1282
2
07 февраля 13:00
Время чтения 6 минут

Как «цифра» трансформирует строительство эволюционным путём

В конце минувшего года исполнительный директор компании «СиСофт Разработка» высказал своё мнение по вопросам, связанным с цифровой трансформацией строительной отрасли

Михаил Бочаров

Михаил Бочаров высказал своё мнение по широкому кругу вопросов, связанных с происходящей ныне цифровой трансформацией строительной отрасли, суверенитета России в области ПО для информационного моделирования. Также он поделился своим видением того, какой кадровый резерв необходим стране в IT-сфере, и получают ли сейчас эти специалисты должную поддержку со стороны государства.

Начал Михаил Евгеньевич с того, что не видит никакой катастрофы для отрасли информационных технологий в том, что в феврале и марте 2022 года около 70.000 айтишников покинули Россию. Даже с учётом того, что эксперты предрекают сохранение тренда, в связи с чем плавная релокация программистов за пределы России может продолжиться.

Его спокойствие основано на том, что люди IT-специальностей могут работать без учёта географической привязки к тому или иному месту жительства. Поэтому даже переехавший за границу сотрудник вполне может продолжать сотрудничать со своим работодателем, находясь от него на значительном удалении.

Кроме того, массовую волну выезда за границу IT-кадров в минувшем году спровоцировала объявленная осенью мобилизация. Однако накал страстей быстро спал, поскольку сотрудники IT-компаний получают бронь от мобилизации. И поэтому для них нет необходимости в релокации.

Спокойную позицию Михаила Бочарова по поводу оттока части IT-специалистов за рубеж подтверждает и его практика. Компания «СиСофт Разработка» не испытывает сейчас никакого дефицита кадров, а появляющиеся вакансии быстро заполняются квалифицированными сотрудниками.

Господин Бочаров высоко оценил поддержку отрасли со стороны государства, для IT-отрасли делается очень многое. Например, отсрочку от армии получают технические специалисты, которые работают не только в IT-компаниях, но и в банках, транспортных компаниях и других организациях, а также выпускники профильных вузов и сотрудники со стажем 10-12 месяцев.

IT-компании освобождают от уплаты налога на прибыль до 31 декабря 2024 года, им дают возможность кредитоваться под 3% годовых для разработки новых продуктов в тех отраслях, где создание конкурентных продуктов наиболее необходимо.

Что же касается каких-то дополнительных мер поддержки, то их следует вводить тогда, когда в них возникнет потребность. Сегодня Минцифры России и его руководитель весьма открыты, достучаться до них несложно.

Исполнительный директор компании «СиСофт Разработка» подробно коснулся и актуальных вопросов разработки отечественного программного обеспечения. По его мнению, сегодня для России приоритетными направлениями являются создание операционных систем, управление базами данных, то есть того, чего у нас сегодня своего нет.

Что касается остальных продуктов, то по некоторым классам ПО их даже больше, чем нужно. Должен происходить процесс укрупнения и улучшения их, согласно философскому закону перехода количества в качество и оптимизации аутсайдеров. Отстающие либо продолжат бороться за свои разработки, либо свернут свою деятельность и перейдут к одному из тех разработчиков, чей продукт получил одобрение рынка.

Если же говорить о программном обеспечении для информационного моделирования, то сейчас Россия находится в уникальной ситуации. Она связана с тем, что современные западные решения не являются для нас догмой, которой обязательно нужно следовать.

Как показывает практика, рынок голосует рублём за BIM только для проектирования, и здесь классическому BIMу оказывают сильную конкуренцию по объективным критериям отечественные САПР (система автоматизированного проектирования). Но тут есть и элемент субъективизма, когда проектировщику говорят, что он должен перейти на отечественное ПО, то он начинает загибать пальцы: чего-то нет или что-то расположено в другом месте. Надо же смотреть в суть, а он смотрит в основном на редко используемые дополнительные опции.

По мнению Михаила Евгеньевича, в сфере информационного моделирования мы уже давно добились импортозамещения, и сейчас надо говорить об импортоулучшении и даже об импортоопережении. В том числе потому, что государство задало планку, которая по ряду параметров выше, чем на Западе. Первый из них – вертикальная интеграция управления данными.

На этапе строительства и эксплуатации полноценные комплексные BIM-решения не существуют ни у нас, ни за границей. Вместо этого есть только отдельно живущие наработки, необъединённые между собой, а зачастую даже имеющие разные названия, типа 4D, 5D и так далее. Каждая из таких функций хороша сама по себе, но весь смысл цифровизации стройки и дальнейшей её цифровой трансформации – в комплексном решении, а не в отдельных инструментах.

Да, фактически мы должны стремиться к цифровому двойнику строительства, а это огромное количество самых разных процессов и операций. Но главное тут – «взаимосвязанность». Именно этот термин самый важный в интероперабельности данных, и он должен быть основан на классификаторе строительной информации. Но пока до качественных решений ещё далеко.

Зато появился ориентир – определение цифрового двойника объекта капитального строительства дано в распоряжении Правительства РФ от 31 октября 2022 года № 3268-р. Это же определение соотносится с определением «информационной модели», данным в Градостроительном кодексе РФ. Круг замкнулся и утверждён нормативно-правовыми актами, поэтому все противоречащие им нормативно-технические акты и регламенты должны быть пересмотрены. И чем быстрее этим займутся соответствующие органы федеральной власти, тем быстрее и дешевле будет проходить цифровизация стройки.

Обсуждая концепцию открытого ПО, господин Бочаров отметил, что открытый код доступен для всех желающий, и это хорошо. В то же время стоит сделать акцент и на открытых форматах данных. Ведь для эффективной работы ПО в области информационного моделирования нужно стандартизировать форматы данных.

Поэтому России очень нужен национальный открытый формат и как формат, и как схема данных, в которой модель можно не только хранить, но и редактировать. В России четыре открытых формата и огромный опыт их создания. Причём запрещать западные разработки не нужно, их следует использовать только при необходимости. Вообще в этом вопросе нужна реальная государственная политика, направленная на технологический суверенитет.

Оценивая уровень подготовки молодых IT-специалистов в вузах, Михаил Бочаров отметил важность профориентации молодёжи на этапе выбора будущей профессии. По его словам, многие люди никогда не будут айтишниками просто потому, что неспособны освоить эту специальность. Кого же тогда нужно учить в ожидании цифровизации стройки: специалиста-строителя тому, что цифровизируется на стройке или айтишника со знанием строительных процессов?

По мнению господина Бочарова, учить нужно и тех, и тех. Прорабу и мастеру нужно знать только свою специфику, и это совсем не IT-образование. У айтишника совсем другие задачи и другое рабочее место.

Задача отечественного информационного моделирования – сделать так, чтобы прорабы и мастера могли бы просто работать с ПО. Иными словами, порог вхождения в цифровизацию для прораба должен быть минимальным, а для айтишника – максимальным.

Это, кстати, ещё одно отличие отечественной цифровизации: мы идём к цифровому двойнику, который должен работать не только у продвинутого пользователя, а везде на стройке. У нас же сегодня «айтишники» начинают учить строителей строить.

Ничего хорошего из этого выйти не может. Поэтому, касаясь вузовских программ, надо ответить на вопрос: а кого мы хотим получить, какого специалиста? Айтишника, который будет подстраивать цифровые процессы под производство, или производственника, который будет этими цифровыми процессами пользоваться? Универсальных солдат точно много не получится – это разные специалисты, и каждый идет к своему профессиональному уровню годами.

В конечном итоге массовая цифровизация позволит нам перейти к изменению процессов в лучшую сторону. Это и есть цифровая трансформация, когда часть процессов, которые производились в физическом мире, ушли в виртуальный, то есть, смогли их заменить.

Когда до этого органично дойдёт строитель, тогда и начнётся цифровое преображение строительства. Это означает, что учить нужно тому, что человек сможет изменить на своём рабочем месте. Ключевое слово здесь – «своём», когда строитель увидит цифровые возможности улучшения процесса своей работы, и это будет воспринято легко и естественно. А не принудительно навязанное сверху. Нужна цифровая эволюция – революции приведут к саботажу.

Михаил Евгеньевич выразил твёрдую уверенность в том, что Россия может достичь технологической независимости. Только не надо ставить телегу впереди лошади, это должен быть эволюционный переход, революция не нужна. Революция вызовет либо неприятие, либо необратимые последствия, которые могут привести к утрате данных.

Редакция благодарит коллег с сайта «Строительный эксперт»

Обсуждение темы
Отправить
  • Виталий
    Виталий

    Конечно могут работать без учёта географической привязки, но только если правительство РФ и дальше будет перекрывать каналы связи и денежные потоки, то ничего и никого не останется, а IT найдут работу и заграницей исходя из простых моментов:

    1. Знание английского
    2. Нет привязки к рабочему месту
    3. В большинстве случаев их ничего не держит, так как они молодые, нет семьи и нет активов
    4. Они нужны везде

     

    Что касается брони от мобилизации, то тут всё не явно, у нас постоянно нарушаются права граждан, по этому возвращаться им нет смысла, не сегодня так завтра мобилизуют.

    Учить молодых у России уже нет времени... По этому спокойствие я бы сказал напрасное, нужно что-то делать и быстро.

    08.02.2023, 17:29
    • Дмитрий
      отвечает пользователю

      @Виталий, не совсем согласен, много осталось, я вам как педагог говорю и ребята с головой, поток всегда есть туда или сюда. Да в этот раз большой, но у нас достаточно много людей с головой. Все возможно, тут я соглашусь с Михаилом.

      11.02.2023, 13:00