Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России в процессе активной цифровизации планирует внедрить передовые цифровые инструменты для мониторинга тарифов и борьбы с картелями. Это решение продиктовано необходимостью повышения технологической зрелости ведомства и обеспечения актуальности данных для управления экономикой.
Основой цифровых изменений станет интеграция ФАС с платформой «Гостех», что позволит автоматизировать сбор данных о ценах и тарифах в режиме реального времени. Это решение было обсуждено на встрече главы аппарата правительства и вице-премьера Дмитрия Григоренко с руководителем ФАС Максимом Шаскольским. Григоренко подчеркнул важность использования цифровых инструментов для оперативного реагирования на нарушения законодательства, связанные с ростом цен.
Ключевые направления цифровизации ФАС включают:
Мониторинг тарифов на платформе «Гостех»: Платформа обеспечит автоматическую увязку тарифных решений с инвестпланами регулируемых организаций. В рамках системы будут агрегироваться данные, поступающие от 27 тысяч регулируемых организаций, что позволит следить за соблюдением тарифных норм и предотвращать превышение допустимых уровней платы за услуги.
ГИС «Антикартель»: Эта система будет использоваться для выявления и пресечения антиконкурентных соглашений на торгах по госзаказу. ГИС «Антикартель» позволит ежедневно анализировать все торги, выявляя признаки картелей с помощью больших данных и искусственного интеллекта. Интеграция с базами данных органов власти и компаний обеспечит полноту и точность мониторинга.
ФАС также стремится к автоматизации процесса установления тарифов в различных секторах экономики. В 2024-2025 годах планируется распространить функционал мониторинга на отрасли водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроэнергетики и обращения с твердыми коммунальными отходами. Создание единого «тарифного онлайн-калькулятора» изменит модель работы регулируемых отраслей, улучшив прозрачность и эффективность управления.
Эти меры помогут повысить прозрачность процедур госзакупок, уменьшить ущерб от антиконкурентных действий, оцениваемый в 1,5–2% ВВП, и создать благоприятную конкурентную среду для развития отечественных производителей и их выхода на международные рынки.