В Российской Федерации развивается система комплексного регулирования общественных отношений, возникающих в связи с развитием и использованием технологий ИИ, включающая в себя:
- нормативно-правовое регулирование;
- нормативно-техническое регулирование;
- этическое регулирование.
Ключевые задачи регулирования в сфере ИИ
- создание основ правового регулирования новых общественных отношений, формирующихся в связи с применением систем искусственного интеллекта и робототехники, имеющих преимущественно стимулирующий характер;
- определение правовых барьеров, затрудняющих разработку и применение систем искусственного интеллекта и робототехники в различных отраслях экономики и социальной сферы;
- формирование национальной системы стандартизации и оценки соответствия в области технологий искусственного интеллекта и робототехники;
- мониторинг ключевых нормативных правовых актов в сфере ИИ.
Регулирование в области ИИ осуществляется на основе поручений Президента России.
Актуальные поручения на 2024 год
1. Правительству Российской Федерации:
- а) в целях создания прорывных решений в области ИИ представить предложения о дополнительном финансировании за счет средств федерального бюджета исследований и разработок в области генеративного ИИ, в том числе больших генеративных моделей, при условии увеличения софинансирования со стороны ведущих российских организаций и обеспечения тестирования ими технологий, полученных в результате проведения таких исследований и разработок;
- б) в рамках формирования прогноза потребности отраслей экономики в специалистах по уровням образования на пятилетний период провести с привлечением объединений работодателей анализ потребности работодателей в работниках, обладающих новыми навыками и компетенциями, и по итогам этого анализа обеспечить внесение изменений в профессиональные стандарты, федеральные государственные образовательные стандарты;
- в) при формировании федерального проекта «Искусственный интеллект» в рамках разработки национального проекта «Экономика данных» предусмотреть меры поддержки развития и внедрения больших генеративных моделей и технологических решений в области ИИ, а также создание инфраструктуры для их широкого использования;
- г) обеспечить разработку механизма использования архивов государственных и муниципальных органов, фондов библиотек для создания наборов данных, предусмотрев оперативное безвозмездное представление содержащейся в них информации специалистам в области машинного обучения с учетом ограничения доступа к информации, установленного законодательством Российской Федерации;
- д) разработать и реализовать комплекс мер, направленных на увеличение вычислительных мощностей суперкомпьютеров, находящихся в Российской Федерации, определив конкретные параметры увеличения этих мощностей;
- е) обеспечить разработку больших генеративных моделей для их использования в ключевых отраслях экономики, предусмотрев механизм практического внедрения этих моделей организациями, осуществляющими деятельность в таких отраслях, в целях повышения производительности труда.
2. Правительству Российской Федерации совместно с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации с учетом ранее данного поручения обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на упрощение доступа хозяйствующих субъектов к участию в экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций и установление ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу граждан в результате тестирования и использования технологий ИИ.
3. Правительству Российской Федерации совместно с МИДом России:
- а) разработать и представить предложения о взаимодействии российских разработчиков программного обеспечения в области ИИ и разработчиков такого программного обеспечения из дружественных стран, а также о порядке доступа разработчиков из этих стран к российским большим генеративным моделям.
- б) обеспечить включение вопросов, касающихся формирования этических стандартов в области искусственного интеллекта, сбалансированного регулирования и научно-технического сотрудничества в указанной области, в повестку дня заседаний объединения БРИКС в рамках председательства Российской Федерации в объединении в 2024 году.
4. Правительству Российской Федерации совместно с образовательными организациями высшего образования, занявшими в 2023 году лидирующие позиции в рейтинге таких организаций по параметру качества подготовки специалистов в области ИИ, и автономной некоммерческой образовательной организацией высшего образования «Сколковский институт науки и технологий» обеспечить увеличение для этих организаций контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных средств по специальностям и направлениям подготовки, связанным с разработкой технологий ИИ, предусмотрев расширение перечня реализуемых этими организациями программ магистратуры и программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре в данной области.
5. Правительству Российской Федерации совместно с Ассоциацией «Альянс в сфере искусственного интеллекта» обеспечить разработку и утверждение дополнительной профессиональной программы в области ИИ для руководителей крупнейших организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уделив особое внимание развитию навыков и компетенций по использованию больших генеративных моделей и предусмотрев начало обучения по такой программе не позднее 1 апреля 2024 года.
6. Правительству Российской Федерации совместно с федеральным государственным бюджетным учреждением «Российская академия наук» и Ассоциацией «Альянс в сфере искусственного интеллекта» разработать механизм, обеспечивающий льготный доступ российских исследователей, учащихся, студентов и аспирантов к вычислительной инфраструктуре суперкомпьютеров для выполнения задач в области разработки технологий ИИ.
7. Минобрнауки России совместно с Минцифры России, образовательными организациями высшего образования, занявшими в 2023 году лидирующие позиции в рейтинге таких организаций по параметру качества подготовки специалистов в области ИИ, и автономной некоммерческой образовательной организацией высшего образования «Сколковский институт науки и технологий» реализовать комплекс мер, направленных на подготовку ученых-разработчиков мирового уровня в этой области.
8. Минэкономразвития России совместно с Ассоциацией «Альянс в сфере искусственного интеллекта» и другими заинтересованными организациями обеспечить координацию работы по подготовке в рамках Кодекса этики в сфере ИИ декларации об ответственной разработке и использовании больших генеративных моделей.
9. Рекомендовать публичному акционерному обществу «Сбербанк России» совместно с ассоциацией «Альянс в сфере искусственного интеллекта» обеспечить при проведении конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта» обсуждение (в том числе с участием государств, входящих в объединение БРИКС) международной повестки дня в области ИИ, а также этических аспектов использования технологий ИИ.
Экспериментальные правовые режимы
Развитие ИИ поддерживается также через введение экспериментальных правовых режимов (ЭПР).
Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».
Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 331-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».
Направления
- Медицина – обработка сведений о состоянии здоровья граждан, телемедицина, фармацевтическая деятельность.
- Производство и эксплуатация беспилотных транспортных средств и аттестация их операторов.
- Предоставление государственных и муниципальных услуг, финансовый рынок
- Промышленное производство и сельское хозяйство.
- Строительство, капитальный ремонт и реконструкция.
На данный момент создано 180 инициативных предложений для ЭПР по различным направлениям, из которых самые перспективные:
- медицина;
- беспилотный транспорт;
- доступ разработчиков ИИ к наборам данных из государственных информационных систем.
О предложениях для ЭПР по направлению строительства информация отсутствует.
Стандартизация
Стандартизация в сфере ИИ необходима для того, чтобы:
- упорядочить процесс интеграции ИИ;
- обеспечить стабильно высокое качество ИИ-продуктов;
- повысить конкурентоспособность отечественных продуктов и услуг.
Для этого в России вводятся стандарты по разработке и внедрению ИИ. Политика стандартизации следует из принятой Росстандартом программе по приоритетному направлению «Искусственный интеллект».
Она включает в себя разработку не менее 111 стандартов, которые призваны преодолеть нормативно-технические барьеры в реализации федерального проекта «Искусственный интеллект».
Для повышения эффективности работы по стандартизации также был создан Технический комитет по стандартизации № 164 «Искусственный интеллект». В состав комитета входят более 120 профильных компаний и государственных органов.
Ключевые участники ТК 164
- Минздрав.
- Минпромторг.
- Минсельхоз.
- Минэкономразвития.
- Росреестр.
- Росздравнадзор.
Минстрой России в числе ключевых участников ТК 164 не значится!
Разработаны стандарты по следующим направлениям
- Стандарты общего назначения.
- Воздушный транспорт.
- Пространственные данные.
- Машиностроение.
- Автомобильный транспорт.
Этика
В отсутствие нужной регуляторики использование ИИ может привести к распространению дезинформации, дискриминации, пагубному влиянию на демократические процессы.
Чтобы этого избежать, эксперты из Альянса в сфере искусственного интеллекта разработали Кодекс этики в сфере ИИ. Кодекс устанавливает общие этические принципы и стандарты поведения, которыми следует руководствоваться участникам отношений в сфере ИИ, и предназначен для создания среды доверенного развития технологий искусственного интеллекта в России.
Главные положения Кодекса
Главный приоритет развития технологий ИИ – защита интересов и прав людей и отдельного человека.
Необходимо осознавать ответственность при создании и использовании ИИ.
Ответственность за последствия применения систем ИИ всегда несет человек.
Технологии ИИ нужно применять по назначению и внедрять там, где это принесёт пользу людям.
Интересы развития технологий ИИ выше интересов конкуренции.
Важна максимальная прозрачность и правдивость в информировании об уровне развития технологий ИИ, их возможностях и рисках.
Кодекс был принят на I Международном форуме «Этика искусственного интеллекта: начало доверия» в 2021 году.
По состоянию на 2024 год к Кодексу присоединились:
- 366 российских организаций;
- 44 ФОИВ;
- 17 Региональных органов исполнительной власти;
- 26 зарубежных организаций.