Вторая часть анализа, посвящённого внедрению технологий информационного моделирования (ТИМ) в строительной отрасли, продолжает рассматривать изменения, произошедшие с тех пор, как Президент РФ Владимир Путин в своём поручении от 19 июля 2018 года обозначил ТИМ как ключевой инструмент для повышения эффективности управления жизненным циклом объектов капитального строительства (ОКС). В этом документе, который стал отправной точкой для внедрения ТИМ в России, было указано, что цель внедрения ТИМ заключается в модернизации строительной отрасли и улучшении качества строительства.
Важно отметить, что ТИМ рассматривается не как самоцель, а как средство для достижения более широкой цели — повышения эффективности управления жизненным циклом ОКС. Однако до сих пор нет общедоступной информации о показателях эффективности системы управления инвестиционно-строительными проектами на основе ТИМ. Это затрудняет оценку реальных результатов внедрения данных технологий и их влияние на отрасль.
В свете подготовки к запуску нового национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства», целью которого является внедрение новых принципов управления на основе данных в экономику и органы власти, особое внимание следует уделить тому, как ТИМ и ИИ могут помочь в управлении инвестиционно-строительными проектами. Национальный проект подчеркивает необходимость интеграции данных в процесс управления, что делает информационную модель ОКС специальным образом организованной базой данных, важной для этого управления.
Управление, как базовая концепция, связано с принятием решений. Каждое решение основывается на доступной информации и принимает во внимание существующую неопределенность. Чем полнее информация, тем лучше могут быть приняты решения. В условиях дефицита информации принятие решений может быть менее обоснованным, что делает ИИ-агенты, такие как экспертные и рекомендательные системы, важными для улучшения качества решений. ТИМ и ИИ в этом контексте должны рассматриваться как взаимодополняющие инструменты, которые помогают снизить уровень неопределенности и повысить точность управленческих решений.
Применение такого подхода к ТИМ и ИИ уже продемонстрировало свою эффективность на практике. Тем не менее, для достижения лучших результатов важно, чтобы это понимание стало частью образовательного процесса в строительной отрасли. В этом контексте электронные образовательные ресурсы, разрабатываемые НИИСФ РААСН, должны включать не только теоретические знания, но и практические навыки работы с ТИМ. Это необходимо для того, чтобы подготовить специалистов, которые смогут эффективно применять ТИМ в своей работе.
На сегодняшний день в строительной отрасли существует нехватка специалистов, которые могут применить ТИМ на практике. В то время как законодательство требует от специалистов наличия знаний в области ТИМ, реально востребованными являются специалисты, способные применять эти знания для управления проектами. Разница между знанием ТИМ и умением применять его на практике важна, и законодательство требует наличия у специалистов соответствующих навыков.
В 2020 году Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (НСПК) рекомендовал разработать типовые модули для включения в профессиональные стандарты, отражающие компетенции в области цифровой экономики и ТИМ. Это направление было поддержано национальными объединениями НОСТРОЙ и НОПРИЗ, которые обновили профессиональные стандарты, включая в них требования по ТИМ. Несмотря на это, проектировщики и прорабы не стали специалистами в области ТИМ. Профессиональные стандарты по ТИМ разработаны отдельно и предназначены для специализированных специалистов.
В соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, каждая организация-член проектной или строительной СРО должна иметь как минимум двух специалистов, зарегистрированных в Национальных реестрах специалистов (НРС). Эти специалисты должны иметь высшее профильное образование, стаж работы и успешную независимую оценку квалификаций (НОК). В профессиональных стандартах для этих специалистов определены требования к знаниям и умениям в области ТИМ, что необходимо для их профессиональной деятельности.
В рамках подготовки электронного учебного пособия по ТИМ НИИСФ РААСН планирует нацелиться на студентов и специалистов, проходящих дополнительное профессиональное обучение. Важным аспектом является интеграция теоретических знаний с практическими навыками. Примером эффективного подхода к этому может служить учебное пособие для школьников по ИИ, которое сочетает теорию с практическими заданиями, что позволяет учащимся сразу применять полученные знания.
Недавние успехи российской сборной на Международной олимпиаде по ИИ среди старшеклассников подтверждают, что интеграция теории и практики в образовательных ресурсах может приносить отличные результаты. Российская сборная завоевала золотые медали в научном туре и серебро в практическом этапе, что свидетельствует о высоком уровне подготовки.
Современные подходы к обучению, такие как виртуальные лаборатории и системы управления обучением (LMS), становятся важной частью образовательного процесса. Эти системы позволяют создавать научно-образовательную среду, где теоретические знания могут быть дополнены практическими навыками. Важно, чтобы будущие учебные пособия по ТИМ включали такие элементы, как виртуальные практикумы, которые позволят студентам и специалистам на практике применять полученные знания. В заключение, необходимо отметить, что роль преподавателя в обучении меняется. Современные технологии, такие как интеллектуальные системы обучения, начинают выполнять функции, которые раньше были свойственны преподавателям. Это требует от образовательных учреждений адаптации и интеграции новых технологий в процесс обучения.
Таким образом, для успешного внедрения ТИМ в строительной отрасли важно продолжать развитие образовательных ресурсов, интегрируя теорию и практику, и активно использовать современные технологии, чтобы подготовить специалистов, способных эффективно применять новые инструменты и подходы в своей работе.