Технология высокоскоростных магистралей, уже давно освоенная в Китае и странах Евросоюза, наконец находит свое место в России. Правительство включило проект строительства ВСМ Москва – Санкт-Петербург в перечень самоокупаемых, что позволило выделить первый транш финансирования из Фонда национального благосостояния (ФНБ) в размере 300 миллиардов рублей. Эти средства будут направлены на создание магистрали, которая обещает сократить время в пути между двумя столицами до 2 часов 15 минут.
История проекта
Российская Федерация долгие годы шла к реализации собственного проекта высокоскоростной магистрали. Еще в 60-80-х годах прошлого века сетью ВСМ обладали такие страны, как Япония, Италия и Франция. В 90-е годы к ним присоединились Испания, Финляндия и США. Однако экономические трудности позднего СССР и 90-х годов в России не позволяли реализовать столь дорогостоящие проекты. Лишь в начале 2000-х вновь начали обсуждать создание первой линии ВСМ, начиная с сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом.
Предпроектные работы стартовали в 2006 году, но вскоре фокус был смещен на маршрут "Москва – Казань". Только летом 2023 года проект ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом вновь оказался в центре внимания властей, с перспективой продления маршрута до Минска.
Технические характеристики и влияние на инфраструктуру
Новая магистраль пройдет по территориям Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей, включив в себя 12 остановок. Максимальная скорость поездов на магистрали составит 400 км/ч, а частота рейсов будет каждые 10-15 минут. Это позволит значительно увеличить пропускную способность и разгрузить существующие железнодорожные линии, используемые для грузоперевозок.
Технические станции: В рамках проекта будут реконструированы станция Санкт-Петербург-Главный и построена техническая станция Обухово-2. В Москве будет организован дополнительный терминал на Рижском вокзале.
Финансирование и перспективы
Общая стоимость проекта оценивается в 1,8 триллиона рублей. Основные инвестиции будут привлечены через государственно-частное партнерство, инфраструктурные облигации и кредиты от крупнейших российских банков. Проектная компания "ВСМ две столицы", принадлежащая Федеральному агентству железнодорожного транспорта, будет основным оператором проекта. Принцип самоокупаемости подразумевает возврат инвестиций к 2050 году.
Проект находится под особым контролем президента России, что повышает вероятность его успешного завершения. Запуск ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом планируется завершить к 2026 году, а первые 28 поездов выйти на линию к 2028 году.
Влияние на экономику и развитие регионов
Создание ВСМ между двумя крупнейшими городами России окажет значительное влияние на экономику и транспортную инфраструктуру страны. Повышение скорости и частоты пассажирских перевозок будет способствовать развитию внутреннего туризма, разгрузке аэропортов и росту пассажиропотока между городами. Ожидается, что с введением магистрали пассажиропоток увеличится на 35%, достигнув 43,4 миллиона человек в год.
Кроме того, освобождение железнодорожных путей для грузоперевозок позволит увеличить их объем на 30 миллионов тонн, до 74 миллионов тонн в год. Это даст толчок развитию новых индустриальных кластеров и созданию рабочих мест в зонах прохождения ВСМ.
Стоимость проезда на новом поезде будет сопоставима с авиабилетами, но с учетом значительной экономии времени спрос на эти перевозки, по оценкам экономистов, будет высоким. Проект также имеет важное стратегическое значение, обеспечивая связанность территорий и оперативную переброску ресурсов, что актуально в нынешних экономических условиях.
Строительство первой высокоскоростной магистрали в России между Москвой и Санкт-Петербургом является важным шагом в развитии транспортной инфраструктуры страны. Этот проект не только сократит время в пути между двумя столицами, но и поспособствует развитию регионов, увеличению пассажиропотока и грузоперевозок. Государственная поддержка и участие крупнейших финансовых институтов обеспечивают устойчивое финансирование и реализацию этого масштабного проекта.