В рамках национального проекта «Беспилотные авиационные системы» правительство России ставит задачу увеличения производства дронов в 5 раз к 2030 году. Для этого в стране уже открыто 15 научно-производственных центров (НПЦ) из 48 запланированных. Основные цели НПЦ — разработка беспилотников, внедрение технологий и подготовка кадров.
В строительстве дроны уже активно используются. Беспилотные авиационные системы (БАС) позволяют эффективно планировать строительные и монтажные работы (СМР), оценивать готовность объектов, своевременно выявлять и устранять ошибки на площадке. Также дронов используют для удаленного мониторинга строительных процессов, создания панорамных съемок в 360 градусов и автоматического подсчета техники и персонала. Наталья Ланская, руководитель региональных проектов компании «БАС», рассказывает:
С помощью БАС можно удаленно "присутствовать" на площадке, планировать и контролировать все этапы работы
К примеру, компания «Эталон» с помощью дронов смогла сэкономить 4 миллиона рублей, ускорив оценку инвестиционной привлекательности строительного проекта. Однако, несмотря на очевидные преимущества, массовое внедрение беспилотников сталкивается с рядом проблем. Одной из основных является ограничение для полетов в некоторых регионах страны, где установлены глушилки сигнала. Также стоит проблема нехватки квалифицированных операторов, которые способны работать с высокотехнологичными устройствами.
Правительство России активно работает над решением этих проблем. В ближайшие годы планируется введение новых стандартов для применения БАС в строительстве и геодезии. С 2026 года дронов обязуют оснащать лидарами и мультиспектральными камерами, а полученные данные интегрировать с системами BIM (Building Information Modeling) и ГИС (Географическая информационная система).
Кроме того, необходимо упростить законодательные барьеры, такие как процедуры получения разрешений на полеты, и развивать автономные системы, такие как дронопорты.
На данный момент на строительных объектах в России активно используются следующие модели дронов:
- DJI Mavic 3 Enterprise — применялся для картографирования трассы М12 и строительных работ на проекте «Арктик СПГ-2».
- T-DRONES MX860 — использовался при топографической съемке для компании «Сибур» и инженерных изысканиях в Арктике.
- Геоскан 401 — используется для дорожных изысканий и мониторинга линий электропередач, а также для аэрофотосъемки в местах строительства.
- Phantom 4 RTK — применялся для BIM-моделирования жилых комплексов в различных регионах.
- Supercam S350 — используется для мониторинга строительства дорог и проведения геологических изысканий.
Илья Демко, директор департамента услуг ГК «Геоскан», отмечает, что в Полярном Урале их компания проводила аэрофотосъемку и лазерное сканирование местности для строительства автомобильной трассы и горнолыжного курорта. За 13 дней работы было отснято более 3400 гектаров территории, на основе которых были созданы цифровые модели местности и рельефа, а также топографический план для дальнейшего проектирования.
Таким образом, беспилотники уже сегодня становятся важным инструментом в строительной отрасли, а в будущем их роль, вероятно, будет только расти. Однако для массового внедрения и эффективного использования технологий необходимо продолжать работу над решением законодательных и технических проблем.