* Каталог программных продуктов для цифровой
трансформации изыскательских, проектных
и строительных организаций, а также организаций,
осуществляющих эксплуатацию объектов
капитального строительства.
Прошло почти 5 лет с момента выхода известного поручения Президента России Владимира Путина от 19 июля 2018 года № Пр-1235. Этим документом Владимир Владимирович поручил персонально Дмитрию Медведеву, исполнявшему в то время должность председателя Правительства РФ, в целях модернизации строительной отрасли и повышения качества строительства обеспечить переход к системе управления жизненным циклом объектов капитального строительства (далее – система управления) путём внедрения технологий информационного моделирования.
На выполнение данного поручения был отведён всего 1 год. Столь сжатые сроки побудили Правительство РФ пойти по пути не стимулирования, а обязания изыскательских, проектных и строительных организаций к применению технологий информационного моделирования, для которых далее используется аббревиатура ТИМ.
Первым следствием данного поручения стало включение в Градостроительный кодекс РФ определения понятия «Информационная модель». В соответствии с пунктом 10.3 статьи 1 этого федерального закона, Информационная модель объекта капитального строительства (далее – информационная модель) – совокупность взаимосвязанных сведений, документов и материалов об объекте капитального строительства, формируемых в электронном виде на этапах выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и (или) сноса объекта капитального строительства.
Не заставило себя ждать постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 года № 1431, утвердившее правила формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства, а также состав сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель объекта капитального строительства и представляемых в форме электронных документов, а также требований к форматам указанных электронных документов (не так давно это постановление прекратило действие в связи с истечением срока, однако профессиональное сообщество с нетерпением и большим волнением ждёт принятия нового правительственного акта, который должен прийти на смену).
И, наконец, в настоящее время действует постановление Правительства РФ от 5 марта 2021 года № 331, которым установлены случаи, при котором застройщиком, техническим заказчиком, лицом, обеспечивающим или осуществляющим подготовку обоснования инвестиций, и (или) лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, должно обеспечиваться формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства.
В соответствии с данным постановлением, на сегодняшний день формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства должны обеспечиваться застройщиком или техническим заказчиком для всех объектов проектирование, строительство, реконструкция которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Начиная с 1 июля 2024 года, данная обязанность устанавливается в отношении застройщиков или технических заказчиков, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ, которым урегулированы отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов.
Наконец, с 1 июля 2025 года она будет распространяться также на застройщиков или технических заказчиков, осуществляющих застройку индивидуальными жилыми домами в границах территорий малоэтажных жилых комплексов в случае, когда подготовка проектной документации для этих целей является обязательной, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
Споры о том, какие информационные технологии и основанные на них программные решения следует отнести к ТИМ, не утихают до сих пор. Между тем, этот вопрос представляется крайне важным по той причине, что использование изыскательской, проектной, строительной или эксплуатирующей здание или сооружение компаниями программных решений, не относящихся к категории ТИМ, не является для них обязательным в силу закона.
К необязательным для использования, относятся программные продукты, целью которых является не формирование и ведение информационных моделей, а автоматизация бизнес-процессов в компаниях и, как следствие, сокращение на этой основе операционных расходов и сроков выполнения работ.
К таким программным продуктам относятся, в частности, предназначенные для:
- ведения учёта работ, ресурсов, затрат по объектам строительства;
- ускорения процессов формирования и предоставления отчётности;
- получения быстрого доступа к документам в электронном формате;
- быстрого создания типовых документов для строительной отрасли (например, КС-2, КС-3, КС-6а и др.);
- организации контроля за финансовыми потоками;
- повышения эффективности использования трудовых ресурсов;
- улучшения качества планирования строительных проектов и минимизации внеплановых затрат;
- контроля за ходом выполнения работ и исключения простоев;
- сокращения издержек на материалы, спецтехнику;
- создания единого информационно-коммуникационного пространства для руководства и персонала.
Разобраться в великом множестве программных продуктов для строительства, представленных на сегодняшнем российском рынке, под силу только лишь лицам, которых будем называть специалистами в сфере цифровой трансформации изыскательских, проектных, строительных организаций, а также организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов капитального строительства.
Очевидно, что их основной функционал в организациях, с которыми они состоят в трудовых отношениях, должен включать разработку, защиту перед вышестоящим руководством и обеспечение реализации стратегии цифровой трансформации своих организаций.
К сожалению, специалистов, способных определить контуры цифровой трансформации конкретной организации на основе оценки экономического эффекта от внедрения тех или иных программных продуктов катастрофически не хватает. Для этого есть, в том числе объективные причины.
В вышеупомянутом поручении Президента России тогдашнему председателю Правительства РФ поручалось обеспечить подготовку специалистов в сфере информационного моделирования в строительстве, и такая подготовка осуществляется во множестве образовательных организаций в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист в сфере информационного моделирования в строительстве» (утверждён приказом Минтруда России от 16 ноября 2020 года № 787н).
Что же касается специалистов в сфере цифровой трансформации организаций, то они должны обладать знаниями, умениями и навыками, перечисленными не только в выше названном, но и ещё, как минимум, в двух других профессиональных стандартах, а именно:
- Профессиональный стандарт «Специалист по процессному управлению» (утверждён приказом Минтруда России от 17 апреля 2018 года № 248н);
- Профессиональный стандарт «Специалист цифровой трансформации документированных сфер деятельности организации» (утверждён приказом Минтруда России от 31 марта 2021 года № 192н).
Судя по всему, овладеть компетенциями, предусмотренными в этих двух профессиональных стандартах, то есть стать подлинным специалистом в сфере цифровой трансформации можно только путём самообразования. Каталог программных продуктов вместе с их описаниями создаётся как информационная база в помощь тем, кто решил стать таким специалистом.
Представленное на рынке программное обеспечение для строительства условно подразделяется в Каталоге на два класса. К первому классу относится программное обеспечение, которое необходимо изыскательским, проектным и строительным организациям, а также организациям, осуществляющим эксплуатацию объектов капитального строительства, для выполнения обязанности формирования и ведения информационных моделей на соответствующих этапах жизненного цикла объектов капитального строительства.
Ко второму классу будут относиться прочие программные продукты, назначение которых – сокращение сроков строительства и операционных расходов.