Как стало известно нашей редколлегии, «Деловая Россия» планирует завтра, 27 июля провести в Первопрестольной круглый стол. Тема обозначена более чем актуальная – «Барьеры на пути к цифровизации проектно-строительной отрасли и способы их преодоления». «Вот о чём надо писать!», – подумали мы всей редакцией. И порадовались: какие же молодцы у нас в Деловой-то России – ставят вопрос ребром, ищут барьеры и предлагают всем миром порешать, как же их можно преодолеть.
И темы-то какие – одна интереснее другой!
- «Цифровизация процессов на строительной площадке – недостающий фрагмент внедрения ТИМ».
- «BIM для Заказчика. Успешный опыт внедрения BIM-технологий в процессы проектирования и строительства сети «Перекрёсток». Перспективы развития BIM-технологий в отрасли».
- «Техническое обследование зданий и сооружений. Переход из 2D в 3D. Создание реестра типовых дефектов и трёхмерного кадастра недвижимости».
- «Инженерные изыскания как составная часть ТИМ, или как преодолеть парадигму «2D для 3D».
Конечно же, мы тоже загорелись желанием взять барьеры и преодолеть парадигму. Но... увы, дорогие читатели. Поприсутствовать на таком замечательном мероприятии и получить оттуда какую-либо информацию оказалось не так-то просто. Потому что борцы с барьерами перво-наперво взяли и сделали свой круглый стол... закрытым. Правильно, борьба с барьерами, это для кого надо борьба. Остальным барьерчики, в том числе информационные, только на пользу. Прямо такое тайное заседание масонского общества, на котором планируется обсуждать всеобщую свободу и сотрудничество.
Кто же, собственно, удостоился чести принять участие в заседании «Великой цифровой ложи»?
На правах хозяина будет встречать участников Евгений Базылев, руководитель исполнительного комитета Московского регионального отделения ООО «Деловая Россия». А гостями стали руководители компаний ООО «ЖилПромПроект», ООО «Гектар Групп Инжиниринг», «X5 Retail Group», «Severin Development». Одним словом – все крупные застройщики с примкнувшими с ними представителями «Пятёрочки», у которых, как оказалось, на BIM свои интересы.
«Но подождите-ка, – возможно воскликнет внимательный читатель. – А как же новое Национальное объединение – НОТИМ, которое было создано Михаилом Викторовым, якобы, с благословения пула крупнейших застройщиков? Разве не оно грозилось радикальным образом взять под свой чуткий контроль всё, что связано с цифровизацией отрасли?».
Увы, ни Михаила Юрьевича, ни кого-либо из представителей НОТИМа в списках заседания закрытой цифровой ложи не значится. Версии столь прохладного отношения высказывают разные. Одни злопыхатели поговаривают, что девелоперы не слишком довольны успехами господина Викторова, который обещал в считанные месяцы развить бурную деятельность, подключить свои связи в Минстрое России и бодро подмять под себя всю тематику цифровизации. Но, как мы видим, пока, кроме нескольких презентаций да обещалок, нотимовцы ничем похвастаться не могут. А в последние дни даже презентации закончились. Что там говорить, если даже карманный сайт Михаила Викторова АНСБ давно уже ничего не пишет о новом проекте.
Впрочем, другие, не менее недоброжелательно настроенные граждане, поговаривают, что в товарищах-девелоперах тоже согласия нет. И что группа оставшихся за нотимовским бортом застройщиков предпочитает работать в этом же направлении самостоятельно, пока весь цифровой пирог не поделили более сильные и приспособленные товарищи.
В чём едины обе команды, так это в попытках любыми путями отодвинуть от разработок нормативно-технической документации в сфере цифровизации Национальное объединение изыскателей и проектировщиков, которое уже несколько лет активно работает в этом направлении.
В общем это показывает – крайне перспективная и высокодоходная тематика BIM, которая долгие годы была никому не интересна, превратилась в настоящее яблоко раздора. На наших глазах формируются новые нарисованные на коленке Нацобъединения, «закрытые цифровые ложи», комитеты по цифровизации и прочие группы для лоббирования интересов заказчиков. Реальные предложения в области нормативно-технического регулирования пока представил только всеми критикуемый НОПРИЗ. А реальные программные продукты и реализованные строительные проекты на цифровых технологиях, есть только у крупных госкорпораций.
Однако многочисленные группы влияния предпочитают не объединять участников или генерировать идеи, а топить друг друга, полностью игнорируя достижения конкурентов и обещая показать, как нужно работать. Очень сомнительно, что такой подход поможет выполнить задачи, поставленные в национальных проектах. Во всяком случае, показательно, что всё чаще вместо приглашения к открытому диалогу мы видим таинственные закрытые встречи «цифровых масонов» из самых разных кругов и организаций.
Вместо эпилога
Для понимания огромного уровня заинтересованности девелоперских кругов в контроле над тематикой BIM-разработок предлагаем выдержку из работы Сергея Бовтеева, доцента Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.
У руководства строительных предприятий нашей страны значительно возрос интерес к современным методам планирования работ. Затраты на покупку и внедрение программного обеспечения планирования и управления проектами (которые могут достигать нескольких миллионов рублей) быстро окупаются за счёт обеспечения своевременности выполнения работ, повышения производительности ресурсов и увеличения степени информированности всех участников проекта.
Тем не менее, эффективность от использования современного инструментария в сфере строительства в настоящее время ещё недостаточно велика. Несложно определить, сколько средств может сэкономить инвестор в такой материалоёмкой отрасли, как строительство, если, по оценкам специалистов, применение методов управления проектами позволяет уменьшить стоимость строительства на 20-30% и сократить сроки строительства на 30-40% при полном сохранении качества результатов. Кроме того, «правильное» и грамотное управление предоставляет заказчикам и руководителям проекта полное понимание складывающейся ситуации при реализации проекта и тем самым позволяет оперативно и объективно реагировать на любые отклонения от планов работ.