Банк России опубликовал основные этапы и принципы внедрения открытых программных интерфейсов (API) для участников финансового рынка. Эти интерфейсы обеспечат компаниям возможность безопасного обмена информацией о клиентах при наличии их согласия, а также предложат пользователям новый уровень управления своими данными.
Переход на использование открытых API будет происходить поэтапно. С 2026 года крупнейшие банки, брокеры и страховые компании обязаны будут внедрить открытые API в свою инфраструктуру. Через год к ним присоединятся микрофинансовые организации, депозитарии и операторы информационных систем, занимающиеся выпуском цифровых активов. Ожидается, что такие требования помогут стандартизировать обмен данными и улучшить качество предлагаемых услуг.
Для того чтобы граждане и бизнес могли безопасно управлять своими согласиями на использование данных, в 2026 году планируется запуск платформы коммерческих согласий, разработанной совместно с Минцифры России.
В 2024-2025 годах будет разработан проект стандартов для открытых API, который охватит такие категории данных, как:
- Информация о счетах и картах физических лиц;
- Данные по счетам юридических лиц;
- Информация о договорах на ипотечное кредитование и страхование;
- Данные о клиентах с инвестиционными продуктами;
- Информация о застрахованных лицах;
- Данные о полученных медицинских услугах;
- Геопозиционные данные объектов.
Планируется, что перед окончательным утверждением стандарты будут протестированы в рамках пилотных проектов. Тестирование охватит такие направления, как персональный финансовый помощник, корпоративный мультибанкинг, цифровое согласование услуг по добровольному медицинскому страхованию и урегулирование ДТП в цифровом формате. Эти проекты предложены рынком и поддержаны Банком России как наиболее востребованные.
Впервые концепция внедрения открытых API была представлена Центробанком в ноябре 2022 года. Ожидается, что реализация этого проекта станет важным шагом в цифровизации российского финансового сектора, предоставив гражданам и бизнесу доступ к более удобным и персонализированным услугам.